Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

316 2. Срочное социально-терапевтическое вмешательство – конфликт с учителем, воспитателем, должностными лицами, препятствующий нор- мальному течению социализации в целом и продуктивной социальной адаптации (в том числе, насилие со стороны взрослых, кроме родителей, опекунов, попечителей) Факторы социальной адаптации детей – форма и содержание кон- фликта с участием ребёнка; присутствие элементов насилия в конфликте. 3. Социальный патронаж – хронический (затяжной) конфликт с учи- телем, воспитателем, должностными лицами, препятствующий нормаль- ному течению социализации в целом и продуктивной социальной адапта- ции (в том числе, насилие со стороны взрослых, кроме родителей, опеку- нов, попечителей). Факторы социальной адаптации детей – опыт примирения конфлик- тующих сторон; уровень готовности ребёнка и его семьи взаимодейство- вать со специалистами учреждений систем образования и социальной за- щиты; позиция руководства учреждения, специалист которого вовлечен в конфликт с ребёнком [5]. Типология трудных жизненных ситуаций, связанных с неблагоприят- ными отношениями детей с окружающими и требующих профилактиче- ской, срочной или патронажной форм социально-педагогического сопро- вождения, при теоретико-эмпирическом исследовании проблем социально- го и социально-педагогического сопровождения отдельных категорий де- тей позволяет детально проанализировать сложность, подвижность, опре- делённость и пресуппозиции процесса преодоления рисков и конкретных форм социального неблагополучия детей с отклоняющимся поведением. В ходе такого исследования каждая трудная жизненная ситуация, в ко- торой оказывается ребёнок, рассматривается как с точки зрения выбранного исследователями теоретико-методологического подхода, так и полученных эмпирических данных и ситуационных характеристик, что позволяет дос- тичь практико-ориентированной полноты анализа проблем социальной исо- циально-педагогической помощи детям с отклоняющимся поведением в трудной жизненной ситуации – неблагоприятных отношениях таких детей с окружающими [6]. Типология форм социального неблагополучия детей с отклоняющим- ся поведением даёт возможность социальному педагогу и социальному ра- ботнику формулировать предположения об условиях и факторах социали- зации таких детей. Данные предположения следует считать не только предварительными и промежуточными, но и исходными для того, чтобы социальное и социально-педагогическое сопровождение ребёнка выступа- ло целесообразным и целеориентированным процессом. Кроме того, такие предположения дают возможность на последующих этапах исследования проблем неблагоприятных отношений детей с окружаю-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=