Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

314 (исходной) трудной жизненной ситуации таких детей. Затем содержание данного фактора конкретизируется через его характеристики: конкретно- определенные и абстрактно-условную . Завершается рассмотрение базовой (исходной) ситуации формулиро- ванием ситуаций, возникающих в процессе развития и разрешения кон- кретной проблемы неблагоприятного отношения детей с отклоняющимся поведением с окружающими: первой формулируется ситуация, требующая социально-профилактического вмешательства, второй – срочного соци- ально-терапевтического вмешательства, третьей – социального патронажа (формулирование возникших устойчивых жизненных ситуаций, требую- щих социальной интервенции). Каждая ситуация неблагоприятного отношения детей с окружающими типологизируется как имеющая завершённый или незавершённый характер в зависимости от того, насколько решены проблемы детей, т. е. насколько позитивно изменена жизненная ситуация, в которой они оказались, и нуж- даются ли дети в дальнейшем социальном сопровождении. Базовая (исходная) трудная жизненная ситуация детей: 1. Конфликт с детьми (одноклассниками, соседями), препятствующий нормальной социализации и продуктивной социальной адаптации (вклю- чая насилие со стороны других детей). Социокультурные факторы трудной жизненной ситуации детей: педагогическая запущенность ребёнка; искажение у детей дихотомии мо- ральных ценностей «эгоизм-альтруизм». Пресуппозиция социальной адаптации детей: доминирование в подро- стковом возрасте социокультурных факторов межличностных конфликтов; проявление в юношеском возрасте в действиях, связанных с субъективной оценкой сверстников как значимых или не значимых («друзей, пацанов, ав- торитетов» или «жертв, лохов, ботанов»), эгоистичности, агрессии и нетер- пимости, сформированных в детстве; определение многообразия форм кон- фликтов между детьми через основной критерий: насколько данное, нераз- решимое силами ребёнка противоречие в отношениях со сверстниками по- лезно или вредно для развития его личности. Развитие института посредничества в урегулировании конфликтов между детьми, в том числе с помощью специальных социальных техноло- гий (например, «школьная служба примирения»); необходимость внедре- ния в юридическую и социальную практику технологий примирения, осу- ществляемых профессиональными и добровольными (или традиционными для данной культуры) посредниками (медиаторами). Виды социальной интервенции в жизненную ситуацию детей: 1. Социально-профилактический – замечания и предупреждения, а также иные поводы постановки на профилактический учёт и/или исклю- чения из учреждения образования.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=