Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
313 А. Б. Тугаров Доктор философских наук, профессор Э. А. Шевцова Магистрант Пензенский государственный университет (Пенза, Россия) НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОКРУЖАЮЩИМИ: ТИПОЛОГИЯ РИСКОВ И ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ Травматические практики внутрисемейного воспитания и социальной защиты детей в урбанизированной среде современной провинциальной России становятся предметом комплексных теоретических и эмпирических исследований не только социальных психологов и социологов, но и соци- альных педагогов, а также социальных работников. Проблема типологии рисков, трудных жизненных ситуаций и форм со- циального неблагополучия детей с отклоняющимся поведением как про- блема теории социальной работы заключается в следующем: несмотря на то, что категориальный подход, при котором семья (ребёнок в семье) тради- ционно относится к одной социально неблагополучной группе (категории населения), технологически необходим, тем не менее, он методологически противоречит индивидуальному подходу, вытекающему из особенностей случая, той жизненной ситуации, в которой такому ребёнку и его семье не- обходимо оказывать специализированную профессиональную помощь [1]. Принципиальное отличие индивидуального подхода к типологии рис- ков и жизненных обстоятельств детей от категориального заключается в необходимости в первом случае системно и регулярно учитывать макси- мально возможное количество обстоятельств той трудной жизненной си- туации, социальная диагностика которой позволяет социальному работни- ку и (или) социальному педагогу-практикам составить план социальной адаптации данного, отдельно взятого, конкретного ребёнка, у которого об- наружились неблагоприятные отношения с окружающими [2]. С позиции проблемно-ориентированного исследования исходным пунктом социальной диагностики и последующей психосоциальной и пе- дагогической коррекции ребёнка с отклоняющимся поведением является не сам факт его пребывание в семье, отнесенной к определенной «катего- рии социального неблагополучия», а наличие информации, поступающей от учреждений социальной защиты, образования или здравоохранения, общественных организаций или частных лиц, наблюдающих конкретного ребёнка в его повседневной реальной жизни [3]. Типология отдельно исследуемой проблемы социального и социаль- но-педагогического сопровождения детей с отклоняющимся поведением начинается с определения социокультурного фактора конкретной, базовой
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=