Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

311 Таблица 1 Индивидуальные характеристики, которые могут оказывать влияние как в случае сильного, так и слабого травматического влияния стрессового фактора на насилие над ребенком Сильное травматическое влияние Слабое травматическое влияние Устойчивая неспособность к преодолению травмы Совладание совершенствуется и развивается Стратегии совладания с травмой недостаточны или безуспешны Стратегии совладания успешны Внутренних ресурсов недостаточно Наличие внутренних ресурсов Внешних ресурсов недостаточно Наличие внешних ресурсов Способность к выразительности недостаточна Достигнута способность к выразительности Устойчивые симптомы Симптомы ослабевают Устойчивая беспомощность Оптимизм увеличивается Недостаточный личный контроль Личный контроль восстановлен Невозможность разрешить экзистенциальный кризис Экзистенциальный кризис может быть разрешён Травма не может быть преодолена или преодолена, но с негативными последствиями Травма может быть преодолена Как было отмечено выше, существует несколько различных категорий факторов, связанных с сильным и слабым влиянием травмы. В дополнении к переменным факторам, имеющим отношение к детям (тип травмы, уро- вень и продолжительность травмы, возраст ребёнка, предшествующий уровень функционирования, поддержка от других людей, история прошлой травмы), они включают в себя переменные, относящиеся к травме (тип, уровень и продолжительность воздействия травмы, подверженность трав- матическому воздействию, количество и размер вторичных несчастий и стрессовых факторов); переменные, связанные с людьми, осуществляю- щими помощь (прошлая и текущая психопаталогия, история травмы); фак- торы, связанные с отношениями ребёнка и заботящихся о нём людей (каче- ство отношений, восприятие и понимание ребёнка); контекстуальные пе- ременные (социально-экономическое положение, текущие жизненные стрессы, поддержка семьи). Какими бы ни были условия и обстоятельства жизни ребёнка, никогда не следует недооценивать его природную способ- ность преодолевать травму. Важно отметить, что не существует двух оди- наковых детей, и что восприятие одного и того же травматического собы- тия может значительно отличаться, и что способность совладать с травмой не может быть с лёгкостью предсказана.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=