Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

310 или долгосрочной перспективе. Например, L. C. Terr делает различия меж- ду травмами, связанными с каким-то одним событием (1-й тип) и хрониче- скими травмами (2-й тип) [13]. Существует также очевидная разница между травматическими собы- тиями, вызванными природными аномалиями, как например ураганами, землетрясениями или наводнениями; случайными событиями вроде авто- мобильных аварий; террористическими действиями, направленными про- тив групп людей; имеющие политическую подоплёку пытки; и действиями, связанными с нападением и нанесением повреждений между незнакомыми людьми, близкими людьми (насилие, связанное с определённой периодич- ностью) и членами семьи (инцест). Поскольку существует такое различие в определении типов влияния травмы на детей, B. Van der Kolk предложил термин, чтобы уловить новую концептуальную точку среди современных определений. Автор постулирует, что эволюционное травматическое рас- стройство включает в себя многочисленные или хронические случаи, когда можно подвергнуться одной или более формам эволюционно неблагопри- ятной межличностной травмы, приобрести нарушения эмоциональной и поведенческой сферы, устойчиво изменённые компетенции и ожидания, функциональные нарушения. В наше время, однако, очевидно, что травматизированные дети явля- ются подгруппой подвергшихся насилию детей, и что реакции детей на на- силие крайне неоднородны. Как подчёркивают O'Donohue W., Fanetti M., & Elliott A., сексуальное насилие над ребёнком может иметь для него серьёз- ные клинические последствия, действительная природа этих последствий, независимо от того, группируются ли они в некий симптом, в связи с кото- рым проблемы появляются сразу же, или откладываются, и факторы, иг- рающие роль посредников или смягчающие последствия насилия, в боль- шинстве своём остаются неизвестными [11]. Из-за огромного разнообразия ответных реакций, детей, подвергшихся насилию, необходимо тщательно отслеживать и идентифицировать их ин- дивидуальные и семейные потребности на основе конкретных случаев. Поэтому индивиды могут преодолевать стрессовые факторы по-разному и с разными результатами, – в зависимости от их восприятия, понимания и осознания происшедшего, имеющихся у них стратегий совладания, нали- чии ресурсов (как внутренних, так и внешних) и других характеристик, ка- сающихся их полного управления собственным опытом (табл. 1). В свою очередь на эти характеристики значительное влияние оказыва- ет возраст; познавательные способности; предшествующие стрессы и ра- нее возникшие стратегии их преодоления; разница в темпераменте; и каче- ственные отличия в мотивации, отношении и гибкости [2].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=