Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

31  генерализованная неудовлетворенность или неспособной компен- сировать факторы зависимости [3]. Аддиктивное поведение может быть определено родительским про- граммирование или сценарием. «Сценарий – это постоянно развертываю- щийся жизненный план, который формируется еще в раннем детстве в ос- новном под влиянием родителей. Этот психологический импульс с боль- шой силой толкает человека вперед, навстречу судьбе, и очень часто неза- висимо от его сопротивления или свободного выбора» [4]. Так, в соответ- ствии со сценарием, ребенок выбирает способ взаимодействия с окружаю- щей средой. Поэтому если родители избегает реальности и прибегает для этого к компенсации в виде аддиктивного агента, то и дети наследуют тот же страх и уходит от реальности по средствам психоактивных веществ. Таким образом, среди социальных факторов, провоцирующих аддик- тивное поведение, особое место занимает семье, которой отводится роль ин- ститута социализации человека и адекватность и эффективность реализации этой роли определяет успешность и адаптивность ребенка во взрослой жизни. Литература 1. Багулина, Н. В. Влияние семьи на формирование аддиктивных ме- ханизмов поведения / Н. В. Багулина //Аддиктивное поведение: профилак- тика и реабилитация.– М.: Московский городской психолого-педагоги- ческий университет, 2011.– C. 73–77. 2. Башманов, В. В. Семейное воспитание и его влияние на отклоняю- щееся поведение / В. В. Башманов, О. Ю. Калиниченко // Особенности ра- боты с детьми из неблагополучных семей и их родителями.– Калуга: Ка- лужский гос. институт модернизации образования, 2014.–С. 23–36. 3. Березин, С. В. Предупреждение подростковой и юношеской нарко- мании / С. В. Березин.– М.: Изд-во Института Психотерапии, 2000. 4. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э. Берн.– М.: ЭКСМО, 2008. 5. Гарбузов, В. И. Неврозы у детей и их лечение / В. И. Гарбузов, А. И. Захаров, Д. Н. Исаев.– Л., 1977. 6. Кулаков, С. А. Психопрофилактика и психотерапия в средней шко- ле / С. А. Кулаков.– СПб.: Стройлеспечать, 1996. 7. Личко, А. Е. Подростковая психиатрия / А. Е. Личко.– Л.: Медици- на, 1979. 8. Макшанцева, И. В. Социальная характеристика подростков, зло- употребляющих наркотическими и токсикоманическими средствами / И. В. Макшанцева, Г. Я. Лукачер, В. А. Чудновский // Некоторые пробле- мы наркоманий и токсикоманий: Сб. науч. тр.– М., 1989.– С. 133–139. 9. Милушева, Г. А. О роли микросоциальных факторов в возникнове- нии девиантного поведения у подростков с ранними формами злоупотреб-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=