Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

309 ных воспоминаний) [8, 25]. Поэтому необходимо избегать вовлечения де- тей в разговоры о насилии, и говорить об этом тогда, когда они чувствуют себя к этому готовыми. Последствия эмоционального и физического насилия включают в себя межличностные проблемы, когнитивные нарушения, агрессию, суицидаль- ное поведение и психиатрические расстройства, такие как депрессия и тревожные расстройства, злоупотребление психоактивными веществами. S. J. Kaplan, D. Pelcovitz и V. Labruna в своём исследовании обнаружили, то точное влияние отдельных видов насилия можно с трудом отделить от мно- гих других неблагоприятных факторов, находящихся зачастую на втором плане и в окружении детей, подвергшихся насилию [9]. По мнению S. Spaccarelli и S. Kim, существуют, однако, гибкие факто- ры и одним них они считают степень семейной поддержки [12]. H. Martin и P. Beezley составили список типичного поведения детей, подвергшихся насилию. Список включает в себя: нарушенную способность радоваться жизни – дети, подвергшиеся насилию, часто кажутся печаль- ными, озабоченными и апатичными; наличие психиатрических и психосо- матических симптомов стресса, (энурез, вспышки раздражения, эксцен- тричное поведение, нарушение питания и т. д.); низкую самооценку – дети, подвергшиеся насилию, часто думают, что они, вероятно, никчёмные и за- служивают такого отношения к себе; трудности с учёбой, как например от- сутствие концентрации; самоизоляцию – многие дети, подвергшиеся наси- лию, избегают отношений с другими детьми, становятся изолированными и депрессивными; оппозиционное неповиновение – в целом негативное, не направленное на сотрудничество с другими отношение; сверхбдитель- ность – олицетворением чего является выражение «холодной насторожен- ности»; компульсивность – иногда подвергшиеся насилию дети компуль- сивно выполняют определённые действия или ритуалы; псевдо-зрелое по- ведение - ложная видимая независимость или постоянное чрезмерно «хо- рошее» поведение, или неразборчивая любовь к любому, проявившему ин- терес, взрослому [10]. Разнообразие и круг реакций, описанных H. Martin и P. Beezley, это реакция отдельно взятого ребёнка на обстоятельства и от- ношения его конкретной семьи, но все способы преодоления трудностей и выживания зависят от того, насколько хорошо этот индивидуальный стиль преодоления трудностей соответствует ожиданиям родителей. Наблюдения за детьми, проведенные H. Martin и P. Beezley доказывают, что многие дети, подвергшиеся насилию, стали пугливыми и робкими, прини- мающими всё, что с ними происходит и полностью подчинившими свою волю взрослым, которые их контролируют. Среди детей, перенесших травматические события, существует ог- ромное разнообразие типов и уровней травматического опыта и его по- следствий, так же, как и умение справляться с травмой в краткосрочной

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=