Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

308 нам [1, 25]. Творческие попытки могут действительно быть средством пе- рекомбинирования повреждённых частей ребенка и его опыта с более по- зитивными, здоровыми частями, чтобы создать новую целостную и инте- гративную личность» [там же, 32]. Наблюдения зарубежных исследователей показывают, что дети справ- ляются со своими эмоциональными травмами, используя два базовых им- пульса, которые руководят их поведением. Первый импульс – овладеть тем, что является болезненным или сбивающим с толку, восстанавливая чувство контроля и мастерства; второй импульс – избегать болезненных эмоций, уходя посредством этого от попыток вовлечь их в терапевтический процесс. Когда детьми движет потребность овладеть факторами, вызывающими у них стресс, то первое, что они пытаются сделать– это заняться своими за- труднениями, прикладывая усилия, чтобы понять ситуацию, в которой они оказались, и изыскивают возможности преодолеть чувства смущения, бес- помощности или отчаяния. Мастерство представляет собой, по большей части, физический опыт: чувство управления ситуацией, спокойствие испо- собность участвовать в направленных усилиях по достижению цели. Таким образом, побуждаемые импульсом мастерства, дети могут участвовать в раз- говорах относительно своих беспокойств или использовать игру, чтобы сим- волически выразить то, что является дляних самым важным [14, 408]. Второй инстинктивный импульс у детей, переживших насилие, - избе- гать или подавлять то, что является для них болезненным. Дети могут де- лать это самыми разными способами. Они могут отказываться думать или говорить о насилии; они могут избегать всего того, что напоминает им о насилии; они могут избегать общаться с окружающими людьми, отказы- ваться использовать игровые материалы, которые напоминают им о людях и вещах, связанных с насилием. У таких детей могут развиться «заморо- женные» реакции, которые необходимо стимулировать. Многие маленькие дети, подвергшиеся насилию, просто заявляют: «Когда я думаю об этом (о насилии), мне становится плохо. Поэтому я не думаю (или не говорю) об этом». И хотя подавление может предоставить травмированным детям не- отложную помощь, для их сохранения требуются постоянные усилия, и это не даст детям понимания и мастерства, которые им необходимы, чтобы достичь завершения, сосредоточения на настоящем и восстановления нор- мативного функционирования. В этих случаях подавление происходит без всякой переработки этого затруднения, болезненных эмоций или мыслей. Как отмечает E. Gil, для детей лучшим способом оставить болезнен- ные воспоминания в прошлом является необходимость осознать и понять их. Попытка избежать болезненных воспоминаний, которые были подавле- ны, не будучи переработанными, может позднее привнести к «взрыву» по- добно скороварке без регулятора, возрождая у детей чувства беспомощно- сти и уязвимости (как попытка регулирования интенсивности нежелатель-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=