Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

307 В сфере, относящейся к насилию над детьми и пренебрежению или отсутствию заботы о них, термины «насилие» и «травма» используется как взаимозаменяемые. Однако необходимо, по-видимому, дифференцировать эти термины, потому что у травмированных индивидов, возможно, имеют- ся другие терапевтические потребности в отличие от тех индивидов, кото- рые пережили сильный стресс, но не страдают от долговременных послед- ствий полученной травмы. В Диагностическом и Cтатистическом cправочниках психических рас- стройств Американской Ассоциации психиатров (2000) травматическое со- бытие описывается как «событие, являющееся фактической смертью, или угрожающее жизни, или серьёзными повреждениями или угрозой физиче- ской целостности человека; или наблюдение за событием, включающее смерть, повреждение или угрозу физической целостности другого челове- ка; или знание о неожиданной или жестокой смерти, серьёзном поврежде- нии или угрозе смерти или несправедливости, перенесённом кем-то из членов семьи или другим близким человеком». B. Van der Kolk отмечает, что решающим вопросом в определении травмы и её анализа является ослабляющая потеря контроля, которую ис- пытывают индивиды, особенно маленькие дети. Эта потеря контроля имеет серьёзные последствия. Он считает, что «если страдание подавляет, или, когда заботящиеся о детях люди сами являются источником страдания, де- ти неспособны регулировать своё возбуждение. Это является причиной не- удачи в их способности осмысливать, интегрировать и распределять по ка- тегориям то, что происходит. В основе травматического стресса лежит снижение способности регулировать внутренние состояния. Если страда- ние не ослабевает, то соответствующие чувства, аффекты и познавательные способности не могут соединиться - они разделены на сенсорные фрагмен- ты – и в результате, эти дети не могут понять, что происходит или разрабо- тать и реализовать подходящий план действий [14, 403]. D. Glaser констатирует, что травма серьёзно угрожает здоровью или выживанию ребёнка, вызывает чувство бессилия перед лицом подавляю- щего страха или возбуждения, она подавляет способность ребёнка преодо- левать трудности, нарушает его базовые представления о благожелательно- сти и безопасности окружения/окружающей среды, в которой он находится [7, 97–116]. D. Kalshed понятием «травма» обозначает «любой опыт, причиняю- щий детям невыносимую психическую боль или тревогу». C. Nicholson отмечает необходимость обращения к взаимосвязи трав- мы и креативности. Он отмечает, что «если способность к творческой ак- тивности рассматривать как один из показателей психологического здоро- вья, тогда травматические события, по-видимому, будут иметь противопо- ложный результат, сводящий индивида к базовым поведенческим паттер-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=