Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

30 В. В. Башманов УМВД России по Калужской области (Калуга, Россия) О. Ю. Калиниченко Кандидат биологических наук, доцент Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского (Калуга, Россия) СЕМЬЯ КАК ФАКТОР СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ Сегодня в отечественной и зарубежной литературе принято мнение, что семья и родительское воспитание имеет важное значение для нормаль- ного формирования личности ребенка. Считается, что привязанность к взрослому человеку является биологической и психологической необхо- димостью формирования детской психики. Феномен «психической депри- вации» определяет высокую распространенность девиаций, из которых на первом месте стоит аддиктивное поведение. В тех случаях, когда по каким- то причинам семья не может дать любви, защищенности, душевного кон- такта личность ребенка становится уязвима для формирования разного ро- да патологий, что в свою очередь, становится предпосылкой формирова- ния зависимого поведения [2]. Особое место в обсуждении влияния семьи на формирование аддиктивного поведения занимает проблема созависимо- сти. Есть мнение, что зависимые родители формируют личности своих де- тей двух типов. Одни сами становятся аддиктами, а другие – заботятся об аддиктах. Этот феномен принято называть генерационным циклом аддик- ции. Здесь задействован механизм обучения языку аддикции, когда дети перенимают стиль жизни, логику, которые соответствуют миру зависимого поведения. Когда дети зависимых родителей вырастают, они находят себе спутника жизни, говорящих с ними на аддиктивном одном языке [1]. Разные авторы в разное время в качестве факторов провоцирующих аддиктивное поведение выделяют:  типы неблагополучных семейных ситуаций: гиперопека, «кумир» семьи, «золушека» в семье [7];  неправильное семейное воспитание, такое как отвергающее, гипер- социализирующее, эгоцентрическое [5];  проживание вдали от семьи, потеря одного из родителей (смерть, развод) [11];  неустойчивый тип воспитания [10];  асоциальная семья, психологический дискомфорт [9];  невысокий уровень образованием и низкий культурный уровень родителей [8];

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=