Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
292 же работают, в целом больше вовлечены в воспитательный процесс (Beitel и Parke, 1998; NICHD Early Child Care Research Network, 2000) [5]. Вне зависимости от того, отдают ли родители предпочтение рожде- нию ребенка определенного пола, они могут предполагать, что дочерей и сыновей нужно растить по-разному. И даже если родители уверены, что детей нужно воспитывать одинаково, это вовсе не означает, что они будут придерживаться андрогинного подхода. Большое количество литературы по возрастной психологии и психологии развития посвящено тому, взаи- модействуют ли матери и отцы с сыновьями и дочерями сходным образом или все-таки по-разному. Как отмечает Lundberg (2006), множество факторов влияет на особен- ности воспитания мальчиков и девочек. Родитель и ребенок одного пола могут намного быстрее развивать между собой схожие интересы. Контекст вербального взаимодействия взрослого и ребенка и его раз- личия в зависимости от половой принадлежности последнего, может быть установлен на ранних этапах жизни и развиваться в течении периода дет- ства (Jones и Moss 1971, Leaper и коллеги 1998, Moss 1967). Одно из иссле- дований было посвящено наблюдению за тем, как родители рассказывают истории из своей жизни четырехлетним сыновьям и дочерям. Было выяв- лено, что и матери, и отцы были более склонны акцентировать внимание на темах, связанных с автономией поведения, если рассказ предназначался мальчикам (Fiese, Skillman 2000). Leaper и коллеги (1998) также анализировали вербальный компонент взаимодействия родителей и детей. Было выяснено, что матери склонны быть более разговорчивыми и выражать словестную поддержку дочерям, чем сыновьям. Различия в языковых параметрах общения с детьми разного пола были сильнее выражены в рамках неструктурированной активности и в обычной жизни, а не в экспериментальных условиях. Различия между семьями с сыновьями и семьями с дочерями можно зафиксировать также и на поведенческом уровне. Отцы сыновей могут де- монстрировать некоторую тенденцию больше фокусироваться на роли «добытчика» в семье, тогда как отцы дочерей склонны к этому в меньшей степени. Матери мальчиков также скорее будут придерживаться традици- онной роли, связанной с заботой о ребенке, нежели чем матери девочек [9]. Таким образом, в научной литературе описан широкий спектр гендер- ных различий родительского отношения к детям, как в зависимости от по- ловой принадлежности самого родителя, так и ребенка. Как отмечают спе- циалисты, наиболее разработанным остается вопрос материнского отноше- ния, хотя на настоящий момент внимание исследователей все больше начи- нает привлекать изучение особенностей отцовского отношения к детям, что можно считать позитивной тенденцией в связи с открывающимися перспек- тивами более глубокого изучения проблемы родительского отношения.
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=