Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
290 бенком матери в два или даже три раза превосходит время, которое прово- дят с ним отцы (Baxter, 2002; Yeung, Sandberg, Davis ‐ Kean, Hofferth, 2001). Но нельзя утверждать, что отцы не хотят проводить с ребенком больше времени. Исследование Milkie, Mattingly, Nomaguchi, Bianchi и Robinson (2004) продемонстрировало, что мужчины выражают желание посвящать общению с ребенком больше своего внимания. Одна из распространенных точек зрения свидетельствует о том, что матери более погружены в жизнь детей, в то время как отцы практикуют намного менее вовлеченный подход, являясь для них преимущественно партнерами по игре (Craig, 2006). Вероятно, причина такого поведения может крыться в том, что для женщин более характерно демонстрировать свою привязанность к ребенку, тогда как мужчины испытывают затрудне- ния в этой сфере. Также значительно увеличилось количество исследований, посвящен- ных рассмотрению различных аспектов отцовской роли в семье. Измене- ние экономических условий и фактора занятости (матери стали больше ра- ботать), а также трансформация социальных отношений привели к тому, что у отцов появилось больше стимулов для активного участия в процессе воспитания детей. В целом, позитивное участие отцов в процессе заботы о потомстве ас- социируется с более успешными результатами в социальной, эмоциональ- ной и когнитивной сферах функционирования ребенка (Lamb, 2004). От- цовский вклад в воспитание детей и жизнь семьи представляется значи- мым как для большей удовлетворенности партнерами брачными отноше- ниями (Levy-Shiff, 1994) и улучшения материнско-детского взаимодейст- вия (Feldman, Greenbaum, Mayes, & Erlich, 1997), так и для его собственно- го психологического здоровья и саморазвития (Palkovitz, 2002). Психологи свидетельствуют о многокомпонентной природе отцовской вовлеченности, что отражает разнообразие вариантов удовлетворения ими детских потребностей. Lamb, Pleck, Charnov и Levine (1987) акцентировали свое внимание на факторах взаимодействия (целенаправленной вовлечен- ности), доступности (физического и психологического присутствия) и от- ветственности (участия в планировании деятельности). Целенаправлен- ная вовлеченность, вне всякого сомнения, является особо значимым аспек- том отцовской вовлеченности в процесс воспитания. В исследовании, про- веденном на контингенте старших детей и подростков, было установлено, что фактор целенаправленной вовлеченности (включающий время, прово- димое родителем с детьми, участие в заботе о них а также протективное родительское поведение), тесно связан с академическими успехами, отсут- ствием выраженных поведенческих проблем и функциональной психосо- циальной адаптацией (Amato & Rivera, 1999; Hoffman & Youngblade, 1999; Simons, Whitbeck, Beaman, Conger, 1994).
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=