Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
289 что заставляет его посвящать больше времени и внимания именно этой ро- ли, а не роли родителя. Степень выраженности происходящих вслед за рождением ребенка из- менений в жизни матери или отца зависит от того, кто из них отдает роди- тельству приоритет. Чаще всего это делает женщина, поэтому для нее, как правило, происходящие перемены более существенны (Harriman, 1983). Понимание того, как половые различия влияют на родительство, про- истекает в том числе из исследований, проводимых на контингенте отцов и матерей, состоящих в браке. Как показывают их результаты, большинст- во замужних женщин проводят во взаимодействии с детьми существенно больше времени, чем мужчины (Hall, Walker, Acock, 1995; Hawkins, Amato, King, 2006; Yeung, Sanberg, Davis-Kean и Hofferth, 2001). Традиционно от- цовство подразумевает исполнение женатым мужчиной роли кормильца, выполнение стереотипных мужских обязанностей и партнерство в играх с детьми (Hawkins и др.). Как правило, женатые отцы проводят больше вре- мени с сыновьями, чем с дочерями (Harris, Furstenberg, Marmer, 1998; Marsiglio, 1991). В вопросах наказания исследователи также выявили ряд гендерных особенностей. Несмотря на расхожий стереотип, свидетельствующий о том, что отцы больше внимания уделяют дисциплине в процессе воспи- тания, матери намного чаще физически наказывают детей. Тем не менее, относительно количества времени, которое родители проводят с детьми, отцы совершают больше актов физического и сексуального насилия над ними (Sedlack, Broadhurst, 1996; Straus, 2001). Herzberger и Tennen (1985) выяснили, что наказание (телесное или словестное) рассматривает родителями как более приемлемое, если осуще- ствляется применительно к ребенку того же пола, что и сам родитель. Что касается особенностей наказания в зависимости от половой при- надлежности ребенка, то здесь психологи делают следующие выводы: фи- зически мальчиков наказывают намного чаще, чем девочек (Maccoby, Jacklin,1974; Bezirganian, Cohen,1992). Folbre и коллеги (2001) считают, что забота о детях – это сложное со- четание работы и любви, в котором сами по себе отношения имеют особую значимость. В последнее время исследователи начали уделять пристальное внимание детской привязанности к отцу (Thompson, (2000)). Согласно Dalton, Fric, Horbury, Kitzmann (2006) отношения с отцами так же, как и с матерями, влияют на формирование у ребенка способности создавать близкие и безопасные отношения с окружающими. В исследованиях Craig (2006) было установлено, что матери в целом берут большую ответственность на себя за заботу о детях, даже если пол- ноценно работают. Отцы же более склоны играть и разговаривать с деть- ми, помогать им с учебой. Общий объем времени, которое проводят с ре-
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=