Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

275 Опыт работы показывает, что замещающие семьи, взявшие на воспи- тание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сталки- ваются и с проблемами этих детей, связанными с многочисленными нару- шениями привязанностями, утратами, жестоким обращением. Это пробле- мы педагогической запущенности, нарушения в эмоциональной сфере ре- бенка, нарушения детско-родительских отношений, низкая успеваемость школьников, отсутствие интереса к обучению. Каковы основные направления и виды помощи, оказываемой специа- листами отделения помощи семье и детям, замещающим семьям. Это – оказание психологической поддержки, педагогической и социально- правовой помощи. Целями психологической поддержки семьи являются: – выработка конструктивных воспитательных стратегий родителей; – повышение родительской компетентности и уверенности; – снижение эмоционального напряжения у членов замещающей семьи; – улучшение взаимопонимания между ребенком (детьми) и замещаю- щим родителем; – оказание помощи семье в предотвращении и преодолении кризисов в период адаптации. В работе специалистов психолого-педагогическое сопровождение яв- ляется, пожалуй, одним из самых сложных; включает следующие виды деятельности: – визиты в семью, проведение консультации и оказание поддержки в кризисной ситуации; – диагностика особенностей личности и развития ребенка, индивиду- альные и групповые консультации; – информирование родителей об особенностях познавательной и эмо- циональной сферы ребенка; – тренинг по выработке новых семейных правил с замещающими ро- дителями и ребенком; – занятия с ребенком по развитию навыков саморегуляции и само- контроля; – профориентационная диагностика и консультирование учащихся выпускных классов. Педагогическая поддержка семьи осуществляется с целью повышения родительской компетентности (обучение замещающих родителей бескон- фликтным способам преодоления проблемных ситуаций, формирование у них педагогической компетентности); оказания помощи в обучении и воспитании ребенка. В числе видов психолого-педагогической деятельности: – интерактивные лекции, беседы с членами семьи, групповые и инди- видуальные консультации, занятия;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=