Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

271 Деятельность по индивидуальному сопровождению замещающей се- мьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, осуществляется на междисциплинарной основе, то есть в сопровождении ребенка и его семьи участвуют те специали- сты (дефектолог, логопед, психолог, специальный психолог, сурдопедагог, тифлопедагог, семейный психолог и т. д.), в профессиональные функции ко- торых, входит работа с проблемами, как ребенка, так и его семьи. Кроме того, деятельность системы ранней помощи осуществляется на межведомственной основе. В сопровождении ребенка могут принимать участие структуры орга- нов здравоохранения, образования, социальные службы. Первый этап реализуют учреждения здравоохранения. Именно на них лежит первичное выявление, абилитация и реабилитация детей средствами медицины, направление этой категории детей в службы ранней специаль- ной помощи и БМСЭ. Второй этап – ранняя специальная помощь ребенку и семье, осущест- вляемая службами ранней помощи, реабилитационными центрами, лечеб- но-профилактическими учреждениями системы здравоохранения. Третий этап – психолого-педагогическая, медицинская, социальная коррекция нарушенного развития, подготовка к школьному обучению, ко- торая может осуществляться в дошкольных образовательных учреждени- ях (далее ДОУ). Социально-психологическое сопровождение ребенка с ограниченны- ми возможностями здоровья в замещающей семье – это объединение спе- циалистов разного профиля, осуществляющих данный процесс, т. е. сово- купность последовательных действий, позволяющих создать условия для оптимального развития, социальной адаптации и интеграции ребенка с ог- раниченными возможностями здоровья в общество. В процессе сопровож- дения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в замещающей семье необходимо междисциплинарное взаимодействие специалистов ме- дицинского, социального, правового, педагогического профиля, что требу- ет разработки комплексного социально-психологического сопровождения. Способность увидеть проблему, разработать и реализовать программу со- провождения, найти способы решения проблем требует видения целостно- сти ситуации, взаимосвязи и единства различных ее аспектов, направлен- ности и вариативности воздействия на нее. На этом пути необходим синтез естественнонаучного и гуманитарного знания, учет современных тенден- ций развития общества, новый интегрированный подход к организации со- трудничества нормальных детей и детей с ОВЗ [3, 4]. При разработке методологии и механизмов индивидуального сопро- вождения замещающей семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья должен применяться трансдисциплинарный сис- темный подход. Используя принцип системного анализа, мы определили структуру модели индивидуального сопровождения ребенка, ее целост-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=