Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

269 При переходе на новую модель организации работы по устройству де- тей в семью существует ряд проблем, решение которых зависит от субъек- тивных и объективных факторов: отсутствие необходимой нормативно- правовой базы; межведомственная разобщённость, отсутствие механизмов взаимодействия между смежными службами учреждений образования, ме- дицины, социальной защиты, милиции; психологическая и экономическая неготовность социума принять новые формы семейного устройства ребенка; недостаточное использование новых форм и способов работы с населением (с благотворительными и общественными объединениями, с религиозными организациями, использование возможностей рекламы и т.д.); проблема раннего выявления детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; не- достаточное материально-техническое обеспечение. Следует отметить, что образовательная политика в вопросах внесемейного воспитания постепенно меняется. Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей из госу- дарственных учреждений, устраиваются в семьи граждан. В связи с этим изменились подходы в содержательной деятельности организаций для де- тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом особые трудности испытывают как замещающие семьи, которые принимают детей с ОВЗ, так и специалисты, которые призваны их сопровождать. В исследовании И. А. Галасюк [1] были выделены следующие роди- тельские позиции: партнерская, партнерско-наставническая, наставниче- ская, наставническо-доминирующая, доминирующая, доминирующе-от- вергающая и отвергающая), которые позволяют учесть нюансы и просле- дить эффективность комплексного психологического сопровождения се- мьи особого ребенка. Кроме того, были выявлены сложности и проблемы воспитания детей с ОВЗ в замещающих семьях. Ограничение в общении: родители детей с ОВЗ ограничивают круг общения (как свой, так и ребёнка), избегают но- вых знакомств. Таким образом, социальная среда ребёнка с ОВЗ ограничи- вается семейным кругом, семья «закапсулирована» и это отрицательно сказывается на социализации ребёнка. Гиперопека: часто гиперопека является единственным способом са- мореализации для родителей ребёнка с ОВЗ. Вследствие этого, дети часто окружены излишней заботой и начинают использовать свою ущербность, становятся ревнивы, требуют повышенного внимания. Отсутствие знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка не позволяют родителям создавать оптимальные (иногда и специальные) условия для ребёнка дома. Профессиональная помощь в решении этих проблем является приори- тетным направлением в комплексном социально-психологическом сопро- вождении замещающих семей, воспитывающих детей-сирот и детей, ос- тавшихся без попечения родителей с ОВЗ.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=