Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

268 с чистого листа, без учета того, что сделали их предшественники, трудно рассчитывать на положительные результаты работы [7, с. 9]. Вертикальная преемственность в психологическом сопровождении семьи с ребенком с ОВЗ охватывает все этапы жизненного цикла семьи, начиная с раннего выявления таких семей и раннего вмешательства, вклю- чая период детства и юности особого ребенка, и заканчивая постродитель- ским периодом. Для реализации горизонтальной и вертикальной преемственности в работе с замещающей и обычной семьей особого ребенка необходима осо- бая организационная культура всех членов команды специалистов. В связи с отсутствием готовых рекомендаций и технологий работы с семьей, воспи- тывающей ребенка с ОВЗ, важно умение психолога выделять проблему его семьи и совместно с коллегами-профессионалами находить ее решение. Та- ким образом, комплексный подход к социально-психологическому сопрово- ждению замещающей семьи особого ребенка предполагает междисципли- нарное сотрудничество специалистов по решению проблем не только особого ребенка, но и членов его семьи на протяжении всего жизненного цикла. Использование в организации социально-психологического сопрово- ждения замещающих семей идей «понимающей психологии» обусловлено необходимостью понимания не только ребенка с ОВЗ, который имеет осо- бую картину мира, не всегда доступную пониманию здорового человека, но и специфических проблем его родителей и других членов семьи. Специфика сопровождения заключается в том, что замещающая или обычная семья ребенка с ОВЗ должна стать для него специальной коррек- ционно-развивающей средой. Под специальной средой понимаются внут- рисемейные условия, которые создаются родителями и обеспечивают оп- тимальное развитие ребенка с психофизическими недостатками. При этом семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ, рассматривается как реабилитаци- онная структура, где родителям отводится роль воспитателей, обязанных развивать и адаптировать ребенка к условиям общественной жизни [5, 6]. Такое понимание роли семьи в осуществлении лечения, воспитания и обучения ребенка с ОВЗ потребовало от профессионалов углубленной рабо- ты с родителями и другими членами семьи, направленной на активное вклю- чение их в коррекционный процесс, систематическое обучение приемам на- лаживания взаимодействия с ребенком с ОВЗ. Для осуществления нового подхода возникла потребность научного осмысления семейной ситуации, сложившейся в результате рождения или принятия ребенка с ОВЗ, психоло- гического состояния его родителей, детско-родительских отношений в семьях данной категории, отношения к особому ребенку со стороны его близких [6]. В настоящее время государственная политика деинституционализа- ции настоятельно требует новых подходов к организации жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=