Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

267 оказаться на попечении государства, стать «отказником». В некоторых случаях тяжесть дефекта предопределяет необходимость помещения ре- бенка в специализированное учреждение даже тогда, когда семья изъявля- ет желание самостоятельно его воспитывать. Другим препятствием является сложность позиции родителей, кото- рые принимают решение заботиться о своем особом ребенке и забирают его домой. При этом они часто сталкиваются с рядом проблем, среди кото- рых: стигматизация и сегрегация семьи особого ребенка; трудности пони- мания и своеобразие взаимодействия с ребенком, имеющим нарушения, медленная динамика в обучении и развитии такого ребенка вне зависимо- сти от усилий специалистов и родственников; низкий социально-эконо- мический статус семьи; препятствия для членов семьи по воплощению в жизнь собственных планов в связи с необходимостью постоянного ухода за особым ребенком и др. Анализ современных исследований по осуществлению профессио- нальной помощи семье особого ребенка (И. А. Галасюк, И. Ю. Левченко, И. И. Мамайчук, Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина, Е. С. Набойченко, В. В. Ткачева и др.) позволяет особо выделить имеющуюся тенденцию синтеза различных научных подходов, за которыми стоят знания и практи- ка разных специалистов (психиатров, психологов, социологов). Отказ каж- дого профессионала, работающего с особым ребенком и его семьей, от претензии на главенствующую позицию в области лечения, воспитания и развития особого ребенка дает возможность синтезировать знания из раз- ных областей науки. Это способствует сотрудничеству, возможности соз- давать единое информационное пространство, подходить к работе ком- плексно. Комплексный подход к работе с семьей ребенка с ОВЗ подразу- мевает преемственность работы специалистов в «горизонтальной» и «вер- тикальной» плоскостях [7, с. 9]. Под горизонтальной преемственностью в сопровождении семьи, вос- питывающей ребенка с ОВЗ понимается четкое, слаженное взаимодейст- вие всех членов команды: администраторов, медиков, психологов, логопе- дов, дефектологов, педагогов-предметников, воспитателей, педагогов до- полнительного образования, социальных педагогов и обязательно родите- лей детей, без которых команда не может считаться полной. В такой ко- манде основной задачей является оказание максимально эффективной по- мощи конкретному ребенку. Вертикальная преемственность в работе с семьей предполагает пол- ную и своевременную передачу информации об актуальном состоянии ре- бенка и его семьи от команды к команде специалистов при переходе ре- бенка из одного учреждения в другое, обусловленное его возрастом или состоянием его здоровья. «Без вертикальной преемственности, когда каж- дый раз новая команда специалистов вынуждена начинать изучать ребенка

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=