Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

266 Т. И. Шульга Доктор психологических наук, профессор Московский государственный областной университет (Москва, Россия) ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОВЗ (РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦСТРАТЕГИИ) Осуществление приоритетного направления преобразований социаль- ных институтов, изменения политики государства по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья обусловливает обеспечение возможности каждому ребенку жить и воспитываться в семье. Наиболее остро необходимость заботы государства об этой категории детей выражена в «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017год», принятой 1 июня 2012 г. Указом Президента № 761. В ней конкретно выражена суть такой задачи – преодоление явления социальной исключенности уязвимых категорий детей (дети-сироты и де- ти, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находя- щиеся в социально опасном положении). При этом подчеркивается, что особое внимание необходимо уделять уязвимым категориям детей, к кото- рым относятся и дети с ОВЗ. Необходимо разрабатывать и внедрять фор- мы работы с такими детьми, позволяющие преодолевать их социальную исключенность и способствующие реабилитации их полноценной интегра- ции в общество. Активная государственная политика, направленная на стимулирова- ние граждан к семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, привела к значительному сокращению числа детей, воспитывающихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (на 42 процента за последние пять лет). Вместе с тем существенно изменился контингент детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: около 70 процентов – дети подросткового возраста, 33 процента – дети с ограниченными возможно- стями здоровья, 40 процентов – дети, имеющие братьев и сестер. При су- ществующей системе материального и нематериального стимулирования граждан таких детей сложно передать в семьи [9]. В реальной жизни сформированные приоритеты и направления дея- тельности социальной системы в отношении детей с ОВЗ возникает нема- ло препятствий, сдерживающих достижение максимальных результатов. Одним из главных препятствий является ситуация, что при рождении ребенок с ограниченными возможностями здоровья попадает в зону риска

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=