Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

261 Е. А. Шмелева Доктор психологических наук, доцент Шуйский филиал Ивановского государственного университета, (Шуя, Россия) ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ * Продуктивная социализация ребенка с ограниченными возможностя- ми здоровья будет проходить более оптимально, если он будет рассматри- ваться не только как объект психолого-педагогической помощи, но и как активный субъект окружающего социума, создающего условия для макси- мально возможной его самореализации и интеграции в общество. Основой социального развития детей с ОВЗ является успешная ком- плексная реабилитация, которая определяется как процесс освоения ин- дивидом социального опыта. Источником социализации ребенка служит передача культуры человека через семейный и другие социальные институты, прежде всего, через систему воспитания и образования, а в дальнейшем – через взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности. Важнейшее условие социализации ребенка с ОВЗ – осознанное участие родителей в общественном процессе его реабилитации [1]. Для семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ, характерен комплекс пси- хологических, социальных и педагогических проблем, касающихся непо- средственно ребенка и всей семьи в целом. Семья, имеющая ребенка с умственной отсталостью, испытывает потребности в его развитии, в ин- формационно-консультативной поддержке его воспитания и образования, в оптимальных условиях его социализации. Одной из форм психолого-педагогического сопровождения родите- лей, имеющих детей с умственной отсталостью, направленных на их со- циализацию, является детско-родительский клуб, в котором участвуют как дети, так и их родители. Клуб выполняет задачи организации совместного досуга, способствующего сплочению семьи; создания условий для потен- циально возможного развития детей; организации совместной деятельно- сти, направленной на формирование и закрепление первичных навыков (коммуникативных, социально-бытовых, безопасности и здоровьесбереже- ния и т. д.); подготовке к выбору профессии. * Статья подготовлена в рамках проекта 17п-2014.8 от 18.07.2014 г. «Мир движений – океан возможностей» Фонда поддержки детей, находящихся в сложной жизненной ситуации.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=