Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

258 другой структуры, оказывающей помощь детям с особенностями психофизи- ческого развития или группы риска их возникновения. В условиях такой структурной единицы могут быть реализованы групповые занятия по форми- рованию абилитационной компетентности родителей (монография). Содержа- ние такой работы ориентировано на родителей, имеющих детей с различными видами нарушений развития (генетические нарушения, органическое пораже- ние ЦНС, недифференцированные задержки развития и др.) и рассчитано на занятия в течение одного учебного года, 2 раза в неделю. Занятия проводятся командой специалистов, работающих в учреждении: специальный педагог, психолог, социальный педагог с привлечением по необходимости внешних экспертов (юристы, общественные деятели, СМИ и др.). Организация такой работы предполагает соблюдение ряда организационных принципов: – недирективность взаимодействия субъектов процесса абилитации ребенка; – компетентность специалистов; – добровольность участия. Наиболее эффективной формой организации занятий являются серии групповых социально-психологических тренингов, способствующих сня- тию барьеров в общении, созданию определенного коммуникативного на- строя у родителей, атмосферы доброжелательности, раскрепощенности. Серия групповых тренингов предполагает применение следующих психо- лого-педагогических методов: мини-лекция, дискуссия или обсуждение, ролевая игра, показ видеоматериалов, чтение и обсуждение литературы, «мозговой штурм», анализ взаимодействия диады «мать – ребенок», педа- гогических ситуаций, индивидуальные беседы. Такая последовательность сопровождения ребенка, имеющего осо- бенности психофизического развития и его семьи, включающая занятия в условиях домашнего визитирования и последующие занятия в условиях организации, предоставляющей услуги по ранней комплексной помощи (образовательная, медицинская, межведомственная) позволяет в значи- тельной степени повысить эффективность родительского поведения в ча- стности и абилитационного процесса в целом. В конечном итоге, сопрово- ждение ребенка и семьи на этапе младенческого и раннего возраста оказы- вает непосредственное влияние на выбор его дальнейшего образовательно- го маршрута. Однако, надо подчеркнуть следующее: вне зависимости от того пойдет ли ребенок в инклюзивное или специальное образовательное учреждение компетентное родительское поведение будет способствовать его успешной социализации и социальной адаптации. Литература 1. Ильин, Г. Л. Проективно образование и становление личности / Г. Л. Ильин // Высшее образование в России.– 2001.– № 4.– С. 85–92.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=