Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

256 психофизического развития, представляет собой совокупность аксиологи- ческих, когнитивных и праксиологических компетенций по следующим структурным компонентам: эмоционально-ценностный, социальный, ком- муникативный, педагогический. Содержание каждого компонента направ- лено на формирование смысловой (ценностно-эмоциональное отношение, междисциплинарные знания) и деятельностной (умения, навыки) готов- ности родителя к участию в процессе абилитации младенца и ребенка ран- него возраста. Активное включение родителей в абилитационный процесс предпола- гает изменение практики и содержания взаимодействия с семьей: с тради- ционного обучения и просвещения родителей на их сопровождение и под- держку. Сопровождение семьи, имеющей ребенка с ребенка с особеннос- тями психофизического развития, возможно рассматривать в аспекте непре- рывного образования родителей. Необходимо подчеркнуть, что речь идет именно об образовании, а не обучении. «Образование – это получение ин- формации – субъективной ненадежной, противоречивой, из которой прихо- дится выбирать достоверную, наиболее подходящую к решаемой жизнен- ной задаче» [1]. Под непрерывным образованием понимается система фор- мального, неформального и информального получения знаний человеком на всех этапах жизненного пути, в том числе, когда профессиональное обуче- ние уже закончено. Информальное образование понимается, как индивиду- альная познавательная деятельность человека в значимых для него аспектах бытия. К информальному образованию относится, прежде всего, содействие повышению компетентности родителей. Так как компетентное родительство это важнейшая задача биосоциального предназначения каждого человека. В качестве основных характеристик комплексного сопровождения формирования абилитационной компетентности родителей выступают его процессуальность, пролонгированность, недирективность, погруженность в реальную повседневную жизнь человека или семьи, особые отношения между участниками этого процесса. Инновационной, но уже зарекомендовавшей себя формой пролонги- рованного раннего сопровождения семьи с ребенком, нуждающимся в пси- холого-педагогической и медико-социальной помощи, являются програм- мы домашнего визитирования. Домашнее визитирование как одна из эф- фективных форм реализации программ абилитации младенцев понимается как «помощь в раннем домашнем воспитании» [3, с. 228]. В соответствии с приоритетной ролью ближайшего окружения для развития ребенка функ- ция специалистов в этих условиях является « ассистирующей» и ориенти- рована в том числе на создание условий для повышения воспитательной эффективности родителей [3, с. 229]. Домашнее визитирование может быть предложено семье, в которой растет ребенок, имеющий выраженные особенности развития или риск их

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=