Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
253 ные жесты), которые значительно облегчают понимание речи ребенком в ситуации на первом этапе. На первых этапах (в зависимости от уровня развития ребенка) можно использовать простые нераспространенные фра- зы и предложения. Необходимо помнить, что при общении лицо и губы говорящего должны быть в поле зрения дошкольника: ребенок видит лицо взрослого, желательно на уровне своих глаз. Содержание занятий по развитию речи может включать: 1. Развитие языковой способности детей раннего и дошкольного воз- раста после КИ 2. Формирование и специальная отработка различных форм речи на каждом этапе обучения. 3. Работа над значением слов в различных ситуациях общения и дет- ской деятельности. 4. Специальные языковые наблюдения в целях уточнения значений слов; овладения звуко-буквенной составом слова; грамматической формой слов в составе целых предложений. 5. Формирование связной речи. Родителям необходимо помнить, что дети после КИ могут иметь раз- личный уровень развития устной речи и общего психофизического разви- тия, поэтому требования и содержание работы должны быть дифференци- рованные, а для этого требуется: постоянное изучение сурдопедагогической литературой; постоянное ношение ребенком слуховых аппаратов/кохлеарных имплантов; опора на сохранные анализаторы в процессе всех домашних занятий; усвоения разных сторон речи у ребенка после КИ идет достаточно мед- ленно и требует постоянного закрепления, автоматизации полученных навыков; осуществление всеми взрослыми в семье (мама, папа, бабушка, де- душка и лр.) постоянного контроля за устной речью ребенка, так как выра- ботка самоконтроля произношения у детей после КИ формируется значи- тельно позже в школьный период; особенности отбора речевого материала для занятий: слово, слово- сочетание, фраза, предложение, тексты; взаимодействие с сурдопедагогом по подбору речевого материала для ежедневных занятий с использованием доступной детям лексикии семантики. Таким образом рассмотренные нами особенности организации семей- ного коррекционно-развивающего пространства способствуют максималь- ному личностному развитию детей с нарушениями слуха после кохлеарной имплантации. Выделенные нами основные методические позиции форми- рования родительской компетенции в области создания семейной коррек- ционно-развивающей среды необходимы для успешной социализации глу- хого ребенка, его максимальной адаптации и улучшения качества жизни.
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=