Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

252 Как свидетельствуют результаты раннего включения детей в систему коррекционно-развивающего воспитания и обучения, ребенок после КИ быстрее овладевает способами восприятия окружающего мира, способами общения, оказывается более способным к осмыслению тех или иных жиз- ненных ситуаций и т. д. Однако успешность этого процесса зависит как от профессионального мастерства сурдопедагога, так педагогической компе- тенции его родителей, кто оказывает помощь ребенку, от умения осущест- влять изучение психофизического развития ребенка и определять соответ- ствующее содержание коррекционно-развивающей работы. В дошкольном возрасте происходит социальное, когнитивное, лич- ностное развитие детей, формирование речи как средства общения и по- знания. Решение коррекционных задач (развитие слухового восприятия, обучение произношению, развитие речи) обеспечивает полноценное разви- тие дошкольника со сниженным слухом и способствует его подготовке к дальнейшему обучению в школе. Особенности адаптации ребенка с на- рушенным слухом в детском саду. Привыкание ребенка с нарушенным слухом к новым условиям – стрессовая ситуация. Особый стресс дошколь- ник испытывает при смене партнеров по взаимодействию: на месте близ- ких родственников, к речи и манерам общения которых ребенок привык, появляются незнакомые взрослые и дети со своими особенностями. Ребе- нок испытывает психоэмоциональное напряжение, обусловленное ситуа- цией «быть постоянно готовым» к контакту с незнакомыми детьми, их ро- дителями, незнакомыми взрослыми, работающими в саду. Значение имеет и отсутствие или недостаток у ребенка с нарушенным слухом опыта обще- ния с чужими детьми и взрослыми. В дошкольном учреждении для ребенка существенно изменяется мате- риальное пространство, в котором ему предстоит функционировать: про- странство квартиры отличается от пространства группы детского сада, кух- ня дома от столовой, появляются другие интерьеры (зал, бассейн и т. д.), звуки, цвета, запахи. Поэтому необходима доброжелательная преемствен- ность специалистов ДОО (сурдопедагога, логопеда, психолога, социального педагога) в процессе включения таких детей в пространство учреждения. Прокомментируем особенности организации и содержание работы по развитию речи дошкольника после КИ в семье. Одним из важных требова- ний при создании слухо-речевой среды является соблюдение единых тре- бований к речи взрослых. Особенности речи: при первых встречах с ребенком необходимо дать ему возможность привыкнуть к артикуляции взрослого, его манере обще- ния. Речь взрослого должна быть достаточно естественной, эмоциональ- ной, литературной, с соблюдением всех правил орфоэпии и грамматики. Громкость голоса не должна превышать естественную, разговорную. Воз- можно использовать невербальные средства общения (мимику, естествен-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=