Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
251 Ребенок самостоятельно использует слово в речи и правильно его произносит. Развитие речи ребенка после КИ требует создания семейной слухо- речевой среды через следующие социально-педагогические условия: – формирование у детей потребности в речевом общении в процессе практической деятельности; – поддержание всех проявлений речи ребенка в семье, каким бы ни был их уровень и побуждение детей к активному применению речи в до- машнем пространстве. Наш опыт убедительно показывает, что успешность социальной адап- тации ребенка после КИ в ДОО зависит от включенности родителей в реа- билитационный процесс; реализации комплексной семейной модели кор- рекционно-реабилитационной работы с детьми; готовности социума при- нять такого ребенка и взаимодействовать с ним. Существенным стимулом для развития речи в целом, и развития лексического запаса в частности яв- ляется методика Б. Д. Корсунской «Дневник выходного дня». Согласно этой методике каждое значимое событие в семейной жизни ребенка после КИ должно найти свое речевое оформление в специальной тетради, где обязательно помещается описание события и рисунок к нему. Рассмотрим страничку из Дневника выходного дня Милы К. (рис. 1). В соответствии с нашей методикой, рисунок и составленный по нему рассказ отражает быт нашего ребенка в семье: «Моя сестра Катя мыла посуду. А я ей помогала, я вытирала тарелки и чашки. Мы быстро закончили эту работу и пошли играть вместе». Рис. 1. Страница из «Дневника выходного дня» (из личного архива Л. В. Калачевой)
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=