Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

25 стве. Вместе с тем она является и одним из вполне приемлемых вариантов более целесообразного подхода к введению в систему образования тем по психологии супружества и семьи. А поскольку взятые в совокупности вхо- дящие в нее темы имеют первостепенное значение не только для прогрес- сивного развития личности, общества и государства, но даже для сохране- ния самой жизни человечества, она по своему значению представляется в числе наиболее приоритетных. В сложившейся ситуации представляется целесообразным преподно- сить «Экологию личности» не как сугубо учебную, а как учебно- исследовательскую дисциплину – т. е. по ходу преподавания той или иной темы проводить и изучение установок, взглядов и позиций обучаемых. Пу- тем обобщения полученных преподавателями материалов возможен и су- щественный вклад в развитие науки. В целях экономии финансовых затрат государства (тем более в условиях дефицита выделяемых на науку средств) такое объединение работы ученых с учебными заведениями еще и экономически выгодно, являясь вместе с тем примером реального объе- динения науки и образования [6]. В последнее время в Минобрнауки РФ вынашиваются планы повсеме- стного введения в образование курса «Нравственные основы семейной жизни». Об этом уже обнародовано, в частности, по телевидению 27 мая текущего года. Необходимость реализации этой идеи назрела давно, она вполне оправдана. Однако, думается, что в названии учебной дисциплины не хватает одного, но очень важного слова: вместо «нравственные» надо написать «нравственно-психологические». В противном случае нравствен- ность теряет свою психологическую основу (о чем автору уже приходи- лось писать [6]), что может обернуться и без того широко распространен- ным нравоучением, морализированием. Не придется ли потом снова вспо- минать фразу В. М. Черномырдина: «хотели – как лучше, а получилось – как всегда»? Но в данном случае последствия грозят оказаться еще хуже: вместо нравственного возвышения человека может произойти, наоборот, еще большее разложение. В заключение следует особенно подчеркнуть, что при организации любой научной конференции важно предусмотреть ее четко сформулиро- ванные решения (о чем, похоже, начинают все чаще забывать), поскольку при отсутствии конкретных решений конференции значительно теряют свою практическую ценность и значение. Думается, что одним из важнейших решений данной конфере н- ции должна стать рекомендация о необходимости широкого обсуждения и введения в учебный процесс курса «Экология личности» в его предл а- гаемом варианте. Но в обязательном порядке важно ввести этот курс в систему повышения квалификации педагогов и руководителей образ о- вания. Кроме того, представляется весьма полезным отправить экземпляр

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=