Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

249 мирование речи как средства общения и познания. Решение коррекцион- ных задач (развитие слухового восприятия, обучение произношению, раз- витие речи) обеспечивает полноценное развитие дошкольника после КИ и способствует его подготовке к дальнейшему обучению в школе  В семье должны быть созданы социально-педагогические условия для всестороннего развития ребенка после КИ: режим дня ребенка с ра- зумным чередованием труда и отдыха с учетом его индивидуальных пред- почтений, а также темпераментом, характером, привычками, предпочте- ниями в еде и т. д. Также важно выработать четкие правила реакции взрос- лых на неадекватное поведение ребенка, когда он злится, шалит или ка- призничает.  Родители должны делегировать ребенку постоянные поручения по уборке своих игрушек и книг, уборке кровати и смене белья, ухода за ком- натными растениями и рыбками, накрывание на стол во время семейных трапез и т. д. Семейные поручения должны быть значимы и поощряе- мы взрослыми.  В домашнем пространстве должны быть созданы безбарьерные сре- ды: в кухне, ванне и других помещениях. Все домашнее пространство должно способствовать выработке речевого поведения ребенка. Безбарь- ерные среды должны служить опорой для формирования «житейских по- нятий»: поставь тарелки всем членам семьи, разложи столовые приборы, папина (бабушкина, дедушкина) любимая чашка; брату поставь тарелку по-меньше и т. д. [2].  Родители обязательно информируют сурдопедагога о семейном опыте взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками (как играет: вместе или рядом с другими детьми, умеет ли быть доброжелательным, знает и может ли использовать необходимые правила для установления и поддержания контакта как с младшими и старшими поколениями в семье. Формирование у детей после КИ словесной речи – одна из наиболее важных и сложных задач в дошкольном возрасте. Развитие речи – трудоем- кий многоплановый процесс, который включает несколько составляющих: – развитие коммуникативных навыков – способности использовать любые доступные средства эмоционального общения (смысловые жесты, мимика, интонация, контактные взгляды, имитационные способности); развитие слухового восприятия окружающих звуков и речи, формирование слуховых образов этих сигналов в памяти; – развитие понимания речи окружающих в семье через овладение зна- чением конкретных слов и простых фраз дома; – развитие произносительной стороны устной речи ребенка; – развитие когнитивных навыков. Развитие речи у детей после КИ происходит спонтанно в течение все- го дня, для его актуализации во время режимных моментов, в процессе ов-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=