Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

248 Нарушение слуха – это стойкое количественное снижение слухового восприятия и/или качественные необратимые изменения слуховой системы приводит к речевой депривации, риски которой крайне высоки. Так на- пример, дошкольник, переступающий порог специальной (коррекционной) образовательной организации для обучающихся с нарушениями слуха имеет не большой речевой запас 80–300 слов не сопоставимый с речевым запасом нормально развивающегося дошкольника 3-5 тысяч слов. По су- ществу, желание родителей обучать ребенка вне стен специальной школы, должны быть направлены в сторону его развития речи, формирования и обогащения словарного запаса. В этой связи сущность современного видения процесса социализации заключается в теории и практике передачи опыта от одного поколения се- мьи к другому. С практической точки зрения социализация глухого ребен- ка после кохлеарной имплантации в семье представляется как закономер- ность современного специального образования, в которой взрослые овла- девают ключевыми сурдопедагогическими компетенциями в формирова- нии домашнего словаря житейских понятий – основы развития словесной речи дошкольника. Сформулируем основные правила общения с ребенком после КИ.  Взрослый сопровождает свою речь естественными жестами и ми- микой, создает условия для общения в естественной ситуации, когда пред- меты домашней обстановки позволяют понять смысл речевого высказыва- ния. При этом необходимо алгоритмизировать такое общение с ребенком (повторять одни и те же слова и фразы в одних и тех же ситуациях); если навыки чтения уже сформированы, используют письменную речь (таблич- ки/блокнот со словами, фразами, заданиями, вопросами, инструкциями). Взрослый может предъявить нужную для общения фразу и попросить ре- бенка прочитать ее. Или ребенок находит в блокноте необходимые для взаимодействия слова и фразы и читает их взрослому (можно использовать смарт-столы и доски. Однако успешность этого процесса зависит от профессионального мастерства сурдопедагога, педагогической компетенции окружающих ре- бенка взрослых, в первую очередь, от тех, кто оказывает раннюю помощь ребенку, от умения распознать динамику психофизического развития ребенка и определить соответствующее содержание коррекционно-раз- вивающей работы, то есть взаимодействие в диаде «педагог-семья» [1]. Отечественные сурдопедагоги Н. А. Рау, Р. М. Боскис, Л. А. Головчиц, Б. Д. Корсунская, Э. И. Леонгард, Л. П. Носкова, Н. Д. Шматко и др. ос- новной задачей семейного воспитания детей с нарушениями слуха считали обеспечение их всестороннего развития на основе коррекции имеющихся нарушения развития слуховой функции. Реализация этой задачи преду- сматривает социальное, познавательное, личностное развитие детей, фор-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=