Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

247 И. Л. Соловьева Кандидат педагогических наук, доцент Федеральный институт развития образования (Москва, Россия) АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ Современная ситуация развития гражданского общества, возросший интерес к проблеме организации доступной среды для лиц с ограниченны- ми возможностями здоровья (ОВЗ) поднимают проблемы социализации детей инвалидов детства по слуху на достаточную высоту. Современные мероприятия, направленные на раннее выявление и комплексную абилита- цию неслышащих детей, способствуют их адаптации в дошкольных обра- зовательных организациях. Включение родителей в процесс социализации дошкольников после кохлеарной имплантации (КИ) позволяет запустить мощные реабилитационные механизмы адаптации. Что в свою очередь сделает актуальным выбор будущего образовательного маршрута дошко- льника: специальная или инклюзивная школа в системе непрерывного образования. По современным данным Минздрава РФ: 15 из 1000 новорожд ѐ нных имеют проблемы со слухом; 15 % детей в возрасте от 6 до 19 лет имеют заметную потерю слуха; 90% плохо слышащих детей появляются у родите- лей с нормальным слухом. Аудиологический скрининг в родильных домах и другие мероприятия в системе ранней комплексной помощи позволяют выявить нарушение слуха на первом году жизни ребенка. Раннее слухопро- тезирование и кохлеарная имплантация оказывают существенное влияние на улучшение качества будущей жизни этой категории детей с ОВЗ. В рамках осуществления проекта Российского детского фонда «Зву- ки жизни» под нашим руководством было проведено собеседование с р о- дителями 80 детей после успешной кохлеарной имплантации. Это собес е- дование выявило ряд проблем и рисков у этой категории родительской общественности: общая удовлетворенность (не удовлетворенность) адап- тацией и включенностью их детей в образовательный процесс, страхи по поводу будущего школьного обучения. На основании выявленного была определена необходимость организации тематического лектория «Повы- шение родительской компетенции в вопросах социализации детей после КИ». Для оптимизации работы которого были определены следующие направления: – условия успешной семейной социализации детей после КИ; – правила взаимодействия «семья- дошкольная образовательная орга- низация»; особенности организации и содержание работы по развитию ре- чи дошкольников после КИ в семье.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=