Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
244 в процессе игры; активизация вербальной экспрессии в процессе игры; вы- явление в играх неосознанных или скрываемых проблем, которые члены семьи не готовы обсуждать; возможность демонстрации членами семьи отношений друг к другу в символической форме; достижение понимания членами семьи чувств друг друга и мотивов поступков. В настоящее время интенсивно развиваются арт-терапевтические мо- дели семейной психотерапии. В традиционном понимании арт-терапия предполагает использование языка изобразительной экспрессии при непо- средственном участии человека в изобразительном творчестве [6]. На Меж- дународном симпозиуме «Арт-терапия: синтез науки, медицины и искус- ства» (Москва, 19 марта 2015 г.) было расширено современное понятие арт-терапии, или терапии искусством, включающей как изобразительное творчество (изотерапию), так и музыкальную и танцевальную терапию. Важным психотерапевтическим свойством изотерапии является моби- лизация творческого потенциала, что отвечает фундаментальной потреб- ности в самоактуализации. Являясь средством преимущественно невер- бального общения, изотерапия применяется в работе с детьми, недостаточ- но хорошо владеющими речью или затрудняющимися в словесном описа- нии своих переживаний. Изобразительная деятельность становится мощ- ным средством сближения детей и родителей, что особенно важно в ситуа- циях взаимного отчуждения, при затруднении в налаживании контактов. Игровое пространство, изобразительный материал и образ являются для ребенка средствами психической защиты и саморегуляции, к которым он прибегает в трудных для себя обстоятельствах [6]. В изотерапевтической работе с детьми с особыми потребностями в развитии в качестве основной цели предлагается общая активизация детей, развитие навыков социального взаимодействия, тренировка практических на- выков, мобилизация креативности, самовыражение и развитие когнитивных возможностей, включая навыки принятия решений. При затруднении или от- сутствии вербального контакта, ритуальном, стереотипном характере дея- тельности, возникновении тревоги или агрессии в случае попытки изменения стереотипов, изотерапия позволяет в определенной мере получить доступ к переживаниям детей, способствовать развитию практических навыков. Изотерапевтические методы могут использоваться для установления отно- шений с ребенком, сформировать новые интересы, которые могут помочь его дальнейшему психосоциальному развитию (Walker C., 1989). Музыкальная терапия признана важным методом коррекции функ- ционального состояния детей с комплексом аутичных нарушений и с син- дромом гиперактивного расстройства с дефицитом внимания. Среди воз- можностей активной музыкальной терапии отмечается выявление творче- ского потенциала, развитие гибкости и толерантности к изменениям, соз- дание структурированного и поведенчески управляемого обучения с по-
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=