Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

243 ская модель интеграции, или «личностно-ориентированная психотерапия», в качестве основной цели рассматривает позитивные личностные измене- ния в виде реконструкции и гармонизации нарушенной системы отноше- ний за счет коррекции неадекватных когнитивных, эмоциональных и пове- денческих стереотипов. В числе методических приемов используются групповая дискуссия, психодрама, психогимнастика, проективный рису- нок, музыкотерапия, интегрируются методы поведенческой, когнитивной и гештальт-терапии (Александров А. А. и соавт., 1995; Кулаков С. А., 1996). Концепция онтогенетически ориентированной (реконструктивно- кондуктивной) психотерапии и психокоррекции (Шевченко Ю. С., Добри- день В. П., 1998) является онтогенетически адаптированным в отношении детей и подростков вариантом интеграции психодинамических, гумани- стических и бихевиоральных направлений психотерапии. Принципиальной идеей данной модели является гармонизация личностной структуры ре- бенка, семейных взаимоотношений и решение актуальных психотравми- рующих проблем за счет сочетания двух разнонаправленных процессов: оживления онтогенетически ранних (в том числе безречевых) форм обще- ния, саморегуляции, мышления, деятельности с активным включением их в процесс адаптивной перестройки психики в качестве ранее не исполь- зуемых резервов и одновременной стимуляции освоения ребенком и его ближайшим окружением более зрелых индивидуально- и социально- психических уровней функционирования, которые находятся в их «зоне ближайшего развития». Игровая психотерапия определяется как онтогенетически ориентиро- ванный метод лечебного воздействия на психику специально обученным психотерапевтом, ставящим перед собой задачи диагностики, лечения и/или реабилитации, достигающим психотерапевтического контакта и ре- шения этих задач путем организации, исследования, интерпретации и структурирования игровой деятельности [7]. По стилю проведения раз- личают директивную и недирективную игровую психотерапию; по прин- ципу организации выделяют формы игровой психотерапии, ориентирован- ные на применение игрушек, и на сюжетные, ролевые и подвижные игры; по виду нарушений, в связи с которыми проводится игровая терапия, раз- деляют детей с нервно-психическими расстройствами и с психосоматиче- скими заболеваниями (Добряков И. В., 2010). Применение игровых методик в семейной психотерапии способствует налаживанию коммуникации, вовлечению в терапевтический процесс всех членов семьи, помогает раскрыть ее творческий потенциал. Среди пре- имуществ использования игр в процессе семейной психотерапии (Straugan J., 1981) выделяют, в частности, возможность активного включения в процесс семейной психотерапии детей, не способных еще четко вербализовать свои эмоции и идеи; снижение тревоги, рост степени доверия и откровенности

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=