Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

242 дителей, проведенное нами в рамках семинара «Современные модели ком- плексной психолого-психотерапевтической абилитации и психолого- педагогического сопровождения замещающих семей, воспитывающих де- тей с особыми потребностями в развитии» (Тула, 14-15 мая 2015 г.), вы- явило существенное неблагополучие у 48 % опрошенных. Субклинически выраженная тревога отмечена у 42 % родителей, субклинически выражен- ная депрессия – у 22 %. Обращает на себя внимание высокий процент кли- нически выраженной тревоги (6 %) и клинически выраженной депрес- сии (10 %). Полученные данные подтверждают тот факт, что воспитание и в целом общение с ребенком с ограниченными возможностями здоровья являются длительным патогенно действующим психологическим факто- ром, поэтому члены такой семьи нуждаются в квалифицированной психо- логической и психотерапевтической помощи [9, 10, 12]. Ведущими современными специалистами применяются разнообраз- ные комплексные модели психолого-психотерапевтической работы с семья- ми, в том числе воспитывающими детей с особыми потребностями в раз- витии: семейная системная психотерапия (С. А. Кулаков, Э. Г. Эйдемил- лер), нарративная семейная психотерапия (Э. Г. Эйдемиллер), перинаталь- ная семейная психотерапия (И. В. Добряков), «ромбовидная» векторная семейная психотерапия при психосоматических расстройствах у детей (М. П. Билецкая) и другие. Абилитационная «кондуктивная педагогика» (Лильин Е. Т., Дос- кин В. А., 1997) базируется на идее «сопровождения» ребенка с особыми потребностями в развитии в общество за счет стимулирования его двига- тельной и интеллектуальной активности, позволяющего компенсировать утраченные первичные функции в результате интенсивного развития со- хранных функций или их остаточных проявлений. Тот же принцип актив- ного стимулирования и развития органов чувств, ранней социализации ле- жит в основе Монтессори-педагогики, признанной универсальным реаби- литационным методом. Принцип психолого-педагогического сопровожде- ния, когда взрослый специалист идет рядом или чуть впереди ребенка по его школьному пути, оптимизируя внешние и внутренние условия его вос- питания и обучения, активно внедряется в практическое образование (Би- тянова М. Р., 1998). Основой современной интегративной психотерапии являются две ба- зовые концепции: биологически ориентированная модель (Рожнов В. Е., 1971, 1993) и психологическая модель интеграции (Карвасарский Д. Б., 1985, 1994; Исурина Г. Л., 1995; Ташлыков В. А., 1998). В рамках биологически ориентированной модели, или «эмоциональ- но-стрессовой психотерапии», применяется комплекс различных методов, включая арт-терапию, целенаправленно использующих мобилизующий психофизиологический эффект эмоционального потрясения. Психологиче-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=