Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

241 щее время широко изучается проблема абилитации таких детей, понимае- мая как создание новых возможностей, наращивание социального потен- циала, как развитие способностей, которые в норме возникают у ребенка спонтанно в процессе жизнедеятельности, а у детей с особыми потребно- стями могут возникнуть только в результате целенаправленной работы специалистов (Самарина Э. В., 2010). Актуальным интегральным показа- телем уровня реабилитационной и абилитационной помощи детям с огра- ниченными возможностями здоровья является качество жизни, важными критериями которого считаются индикаторы социальной включенности, полноты участия в социальной жизни [15]. Определены два основных подхода к проблеме социального включе- ния детей с различными ограничениями и особенностями [14]. Первый представлен доминирующей социальной моделью, связываемой с концеп- цией инклюзии, второй – моделью, основанной на концепции интеграции. Для первого подхода характерен акцент на принятии особенностей друго- го, на стремлении к сохранению социального разнообразия, уважении пра- ва на отличие. Второй подход направлен на нормализацию условий жизни человека с ограниченными возможностями здоровья с целью его ассими- ляции в социум [5]. Социальная модель базируется на принципах имплицитной антропо- логии (Meininger H. P., 2001). В рамках этой модели инвалидность как ка- тегория, посредством которой из общества выделяется группа людей на основании присущих им особенностей, рассматривается в качестве соци- альной конструкции. В основе интегративной модели лежит принцип нор- мализации среды жизни для детей с особыми потребностями в развитии, помощи таким детям в адаптации в среду сверстников без инвалидизи- рующих нарушений. Характерной особенностью этой модели является подчеркивание медицинских параметров в определении статуса и жизнен- ных перспектив человека с ограниченными возможностями здоровья, а также индивидуальная помощь в обучении и социализации, без измене- ния соответствующих социальных институтов. Залогом успешного решения этих задач является социально-психоло- гический климат в семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в раз- витии. При анализе социально-психологических особенностей таких семей обнаруживается широкий круг психолого-педагогических, социальных, медицинских, экономических, этических проблем, с которыми сталкива- ются родители [1, 2]. В качестве психотравмирующего фактора, опреде- ляющего личностные переживания родителей, выступает комплекс психи- ческих, сенсорных, речевых, двигательных и эмоционально-личностных расстройств, характеризующих развитие ребенка [11], а также стойкое рас- стройство его эмоциональной сферы, являющееся результатом лишения биологической семьи [3]. Исследование психоэмоционального статуса ро-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=