Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

24 своим характером, умением выполнять семейные обязанности, идти на ус- тупки и т. п. – не приведут к желаемому результату. Ключ к успеху в лю- бом деле – работа над собой. При разработке спецкурса по психологии супружества, как и более об- щего – по психологии брака и семьи, возникают немалые трудности из-за явного дефицита фактических данных: почти все темы либо изучены слабо, либо не изучены вовсе, либо были исследованы (в частности, в России) дав- но и полученные результаты успели устареть. Не на что опереться даже в исходно значимых показателях: мы плохо знаем объективную картину браков и разводов – их статистика заведомо не соответствует действитель- ности из-за широкого распространения фиктивных браков и так называемых «гражданских», т. е. незарегистрированных, но фактически существующих супружеских союзов, а также официально не оформленных разводов. Аналогичная картина наблюдается и по всем другим направлениям, перечисленным в начале статьи. Рассмотрение вопроса о том, почему сложилось такое положение дел в науке и что необходимо предпринять для его выправления, довольно объемно, поэтому оно требует отдельн о- го внимания. В результате получается замкнутый круг: педагоги лишены результа- тов исследований, на которые можно было бы опереться при рассмотрении той или иной темы, а ученые не проводят эти чрезвычайно нужные иссле- дования на должном уровне и в соответствующем масштабе. Сложившаяся ситуация явилась одной из причин, побудивших автора к разработке спецкурса «Экология личности», снабженного большими спи- сками не только рекомендуемой литературы, но и видеоматериалов, при- званных в значительной степени повысить интерес к данной дисциплине, оптимизировать ее восприятие, облегчить и углубить усвоение ее материа- лов [4]. Этот спецкурс посвящен более широкой, глобальной и еще более актуальной проблеме – очищению личности человека от вредоносных ка- честв, разрушающих природу и угрожающих сохранению жизни. Сама возможность выживания человечества зависит в первую очередь от него самого. Природу губит сам человек – из-за дефицита нравственно-психо- логической культуры личности. Важно, что задачи этого спецкурса в его предлагаемом варианте фактически совпадают с задачами преодоления се- мейного неблагополучия и его последствий. Кстати, это – очередной пример того, насколько целесообразно разви- тие мысли от общих положений к частным, реализация принципа диффе- ренциации. «Экология личности» в предлагаемом варианте направлена на пре- одоление упомянутых бед: вбирая в себя все вышеназванные практически важные темы и направления, она представляет собой интегративную дис- циплину, способную охватить и представить их во взаимосвязанном един-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=