Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

239 Перед подростками с ЗПР, как уже отмечалось, при выборе профессии встает еще больше трудностей, чем перед их обычными сверстниками. По- этому еще больше возрастает в этом вопросе роль участия родителей. Однако достаточно часто старшеклассники с ЗПР при выборе профес- сии игнорируют советы родителей. Для подростков данной категории ха- рактерна чрезмерная, напускная самостоятельность, необоснованное пре- небрежение мнением взрослых. В том случае, когда в семье сложились хо- лодные взаимоотношения, со стороны подростка может наблюдаться от- крытый негативизм по отношению к любым предложениям родителей. Сказанное подтверждается, в частности, результатами нашего иссле- дования. С помощью методики изучения статусов профессиональной идентичности [2] удалось выявить, что подавляющее большинство под- ростков сделали свой профессиональный выбор без помощи родителей. В ходе беседы с учащимися также установлено, что подростки данной ка- тегории в большинстве своем не склонны обсуждать свою будущую про- фессию в семейном кругу. Таким образом, тот факт, что подростки с ЗПР не пользуются помо- щью родителей, является еще одним фактором, негативно сказывающемся на их профессиональном самоопределении. В связи с этим в задачи про- фессионального ориентирования старшеклассников с ЗПР в обязательном порядке входит консультирование семей подростков по вопросам выбора профессии. Для успешного совершения профессионального выбора подростком с ЗПР в его семье должны быть выстроены доброжелательные отношения. Только в атмосфере взаимопонимания и доверия возможно благотворное влияние родителей на формирование профессионального самоопределения подростка. У родителей должна сложиться адекватная модель отношения к профессиональным целям их ребенка, что позволит выстроить стратегию совместных действий семьи в направлении их достижения. Родителям необходимо развивать у своего ребенка рефлексивное от- ношение к выбранной профессии. Подросток с ЗПР, сам по себе не склон- ный к самоанализу и рефлексии своих способностей и возможностей, нуж- дается в помощи со стороны родителей для освоения этих навыков. Реф- лексивность является устойчивой чертой личности, формируемой с самого детства, и большое влияние на развитие способности к рефлексии оказыва- ет семейное воспитание. Поэтому рефлексивные способности ребенка в общем и рефлексивное отношение к избираемой профессии в частности должно развиваться не только в процессе школьного образования, но и в семейном кругу. Таким образом, в формировании профессионального самоопределения подростков с ЗПР семья играет еще более важную роль, чем у их обычных сверстников. Подростки данной категории чаще всего не способны само-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=