Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

238 ные представления как о самих избранных ими профессиях, так и о требую- щихся для их овладения личностных качествах и способностях. Сопоставление данных исследования способности к рефлексии и осо- бенностей профессионального самоопределения показали их связь. У тех учащихся, у которых обнаружен средний уровень развития рефлексии, вы- явлен либо кризис выбора будущей профессии и заинтересованность дан- ным вопросом, либо обоснованный твердый выбор профессии. У учащих- ся, имеющих низкий уровень развития рефлексии, профессиональные вы- боры оказались не подкрепленными реальными интересами и готовностью к выполнению данной деятельности. В связи с этим можно сказать, что старшеклассники, имеющие задержку психического развития, чаще всего не способны самостоятельно сделать аде- кватный профессиональный выбор. И хотя с такими подростками чаще всего ведется усиленная работа по профессиональному ориентированию, далеко не на последнем месте в решении данной проблемы стоит семья. Как уже говорилось выше, родители, осознанно или нет, влияют на профессиональное самоопределение своего ребенка с самого его раннего возраста. Взрослые закладывают в его сознание то или иное отношение к различным профессиям, заработку, к труду в целом. Как указывает А. В. Петровский, в период возникновения так назы- ваемого «чувства взрослости» подростки часто стремятся к идентификации со значимым взрослым. В процессе совместной деятельности подросток старается равняться на взрослого как на образец [1]. В связи с этим для ро- дителей важно осознавать, какое значимое влияние на формирование лич- ности и, в частности, профессионального выбора ребенка оказывает их собственное поведение. Многие старшеклассники стремятся к дружескому общению со свои- ми родителями, ища в них поддержку при решении трудных жизненных вопросов. Если в семье установлены теплые и доверительные отношения, то подросток, скорее всего, далеко не на последнее место поставит мнение родителей при выборе будущей профессии. Е. А. Климов предлагает классификацию разновидностей детско- родительских отношений в сфере выбора подростком профессии. Наибо- лее оптимальным вариантом является тот, при котором взрослые создают условия для самостоятельного и активного поиска ребенком наиболее под- ходящего для него варианта профессии. При этом взрослые знакомят его с разнообразием профессий, обращают внимание ребенка на «сильные» и «слабые» стороны его индивидуальности, личности с точки зрения обсу- ждаемых профессий [5]. Таким образом, в период совершения профессио- нального выбора наиболее эффективной и оправданной является позиция поведения родителей, при которой они создают условия для развития реф- лексивных способностей подростка.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=