Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

237 людьми, слышит в семье рассказы о том, чем занимаются его родители на работе, усваивает определенное отношение к тем или иным явлениям тру- довой жизни. Затем он узнает о самых различных профессиях: посещает вместе с родителями магазины, поликлиники и прочие места, а затем вос- производит увиденное в своих играх. Уже начиная с младшего школьного возраста ребенок попадает в структурированную систему профессиональ- ного ориентирования, и к старшим классам он имеет уже достаточно большой запас представлений о мире профессий. Однако выбор профессии не может быть осуществлен без активного участия самого старшеклассника. Подросток должен уметь выделять и адек- ватно оценивать собственные возможности в овладении избранной про- фессией. Ему необходимо иметь четкое представление о имеющихся у не- го способностях, возможностях, а также профессиональных предпочтени- ях. Это значит, что профессиональное самоопределение в целом и совер- шение адекватного профессионального выбора в частности невозможно без определенного уровня развития рефлексивных способностей. Старшеклассникам с задержкой психического развития в связи с имею- щимися у них особенностями развития интеллектуальной, эмоционально- волевой и личностной сфер присущи определенные особенности становле- ния профессионального самоопределения. Так, у них недостаточно развита способность к самоанализу, критичной оценке собственных способностей и возможностей в плане овладения той или иной профессией. Это приво- дит к тому, что те трудности, которые встают при совершении профессио- нального выбора перед старшеклассниками в норме, еще в большей степе- ни актуальны для подростков с ЗПР. В проведенном нами исследовании, которое производилось на базе ГОУ ТО «Тульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII вида» среди учащихся IX класса, были получены дан- ные об уровне развития рефлексии у данного контингента подростков и адекватности их профессионального самоопределения. С помощью методики определения индивидуальной меры рефлексив- ности А. В. Карпова и В. В. Пономаревой [4] удалось установить, что для большинства старшеклассников с ЗПР (67 %) характерен низкий уровень развития рефлексии. Такие подростки не умеют анализировать результаты своей деятельности, мало задумываются о своих возможностях и личност- ных свойствах и, соответственно, не умеют их использовать. При проведении опросника для определения профессиональной го- товности Л. Н. Кабардовой [3] и сопоставлении полученных данных с ре- альными профессиональными выборами исследуемых подростков выявлено, что большинство учащихся, хотя и имеют оформившийся профессиональный выбор, но не совсем адекватно представляют содержание своей будущей дея- тельности. Для большинства подростков характерны недостаточно адекват-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=