Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

236 7. Rothschild, B. (2000). The body remembers. New York: Norton. 8. Siegel, D., & Hartzell, M. (2003). Parenting from the outside out: How a deeper self-understanding can help you raise children who thrive. New York: Tarcher/Penguin. 9. Squire L. R. (1994) Memory and brain. New York. Oxford University Press. 10. Van der Kolk, B. A., McFarlane, A. C., & Weisaeth, L. (Eds.) (1996). Traumatic stress: The effects of overwhelming experience on mind, body and society. New York: Guilford Press. 11. Williams M. (2005). When children's parents are traumatized. In D. Catherall (Eds.), Family stressors: Interventions for stress and trauma (pp. 55- 76). New York: Brunner-Routledge. М. В. Полина Кандидат психологических наук, доцент Е. В. Андреева Магистрант Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого (Тула, Россия) РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ РЕФЛЕКСИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ КАК УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С ЗПР Перед каждым подростком к моменту окончания школы встает проб- лема выбора дальнейшего жизненного пути. Центральное место в данном вопросе занимает определение той профессиональной сферы, с которой будущий взрослый свяжет свою жизнь. Одни задумываются над этим только в старших классах, другие давно определились с выбором, но в лю- бом случае процесс профессионального самоопределения начинается за- долго до окончания средней школы. Е. А. Климов понимает профессиональное самоопределение как одно из важнейших проявлений психического развития человека, как процесс его становления в качестве полноценного участника сообщества профес- сионалов и – более широко – социального сообщества в целом [5, с. 23]. Собственно же выбор профессии, как указывает В. А. Толочек, есть опре- деляющий акт, ключевой момент профессионального самоопределения субъекта, конкретизирующий его цели, смыслы бытия, предпочтения, от- ражающий формы социальной активности человека [6]. Процесс профессионального самоопределения начинается еще в до- школьном детстве. Ребенок наблюдает за окружающими его близкими

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=