Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

235 план безопасности. Попросите его записать всё, что он может сделать, что- бы почувствовать себя в безопасности – как добежать до дома соседа или позвонить по телефону 911 в случае опасности, жестокого обращения или стрессовых переживаний. Это задание может быть креативным, и многие дети получают удо- вольствие, раскрашивая изображение; однако целью этого задания является выявить ресурсы необходимые детям, например, людей, к которым можно обратиться за помощью в случае повторения жестокого обращения или ес- ли ребёнок не чувствует себя в безопасности дома или в своём окружении. Детям более младшего возраста может потребоваться помощь в том, чтобы определить телефонные номера, однако постарайтесь помочь своему ре- бёнку составить список как можно большего числа людей. Предложенные задания и упражнения могут быть использованы и в практике работы психолога с детьми, перенесшими травмы. Итак, травма представляет собой сенсорное переживание страха, в ко- тором ребенок чувствует себя незащищёнными и беспомощными, чтобы предпринять что-то в сложившейся ситуации. Именно этот страх и отсут- ствие безопасности и контроля учит его тому, какого рода поведение может помочь ему снова почувствовать себя в безопасности и держащими ситуа- цию под контролем. Объясняя родителям природу травмы, имплицитной памяти и того, как реагировать на травматические переживания своих де- тей, психологи могут помочь как родителям, так и детям вновь обрести чувство безопасности и стремление к нормальной жизни, научиться адек- ватно реагировать в подобных ситуациях и о различных видах деятель- ности, укрепить связь между родителями и их детьми. Литература 1. Byers, J. (1996) Children of the stones: Art therapy interventions in the West Bank. Art Therapy Journal of the American Art Therapy Association, 13, 238-243. 2. Gil-Rivas, V., Holman, E. A., McIntosh, D. N., Poulin, M., & Silver, R.C. (2002). Nationwide longitudinal study of psychological responses to Sep- tember 11. Journal of the American Medical Association, 288(10), 11235–1244. 3. Klein, N. (2001). Healing images with children. Watertown, WI: Inner Coaching. 4. Klein, N., Malchiodi, C. A., & Steele, W. (2002). Helping children for safe. Grosse Pointe Woods, MI: The Institute for Trauma and Loss in Children. 5. Konarz, R. (2003). Recognizing and responding: Infant and toddler grief. Grosse Pointe Woods, MI: The National Institute for Trauma and Loss in Children. 6. Kordas P. & Steele W. (1998). What color is your hurt? Grosse Pointe Woods, MI: The National Institute for Trauma and Loss in Children.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=