Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

232 ному осознанию фактов или событий. Взрослые люди могут обмениваться с окружающими своими мыслями и чувствами, могут принимать информа- цию и перерабатывать её, чтобы определить то, что им будет необходимо сделать (van Dalen, 2001). Эксплицитная память позволяет нам понять, что в данный момент происходит. Для большинства людей травма переживается на «эксплицитном» уровне. Эксплицитная память относится к тому, как тело и центральная нервная система запоминают событие (van der Kolk, McFarlane & Weisaeth, 1996: Rothschild, 2000; Squire, 1994). У имплицитной памяти нет языка и нет слов, чтобы описать то, что переживается. Люди помнят и характери- зуют, определяют свой опыт посредством чувств, всего того, что они виде- ли и слышали, звуки и образы, напоминающие о том, что произошло. И наконец, специалисты должны просвещать родителей по поводу ре- акции возбуждения и той роли, которую она играет в поведении, а также и когнитивном расстройстве вследствие травмы. Возбуждение относится к физиологической и неврологической реакциям мозга (правое полуша- рие), активированного травмой. Понимание этой концепции поможет роди- телям начать меньше бояться поведения своих детей и стать более терпи- мыми к любым когнитивным проблемам, которые могут быть результатом воздействия травмы, например, трудности с концентрацией внимания, удерживание в памяти каких-либо образов, вспоминание и т. д. Родителям необходимо объяснять, что, столкнувшись с травмой, мозг их ребёнка приходит в сильное возбуждение и готов сделать всё, что необ- ходимо, чтобы помочь ребёнку выжить. В эти первые несколько минут мозг решает, что делать и в течение этого времени мы фактически не при- нимает сознательного решения относительно того, что мы делаем. Взрос- лым важно услышать эту информацию, потому что дети будут часто чувст- вовать себя пристыженными и виновными по поводу того, что они сделали или не сделали в первые несколько мгновений травматического пережива- ния, редко будут рассказывать об этом другим. Родителям необходимо ус- лышать, что в таких ситуациях не является редкостью потеря контроля над мочевым пузырём, рвота, замирание или вскрикивания; это способность тела собирать все необходимые ресурсы для выживания. Нет ничего не- обычного в том, что, спустя несколько месяцев, пострадавший ребёнок может спросить: «Почему я убежал? Почему я не позвал на помощь?». До- пустимо сказать детям: «Я бы не удивился, если ты просто не знал, что де- лать…». Такие высказывания могут помочь смягчить любой стыд и вину по поводу того, что случилось или не случилось. Можно также предложить задания, направленные на восстановление у детей чувства безопасности и ослабления страха, вызванных травмой. В случае, если после 6-8 недель родительских попыток помочь ребёнку у него сохранятся вызванные травмой реакции, может потребоваться более

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=