Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

231 Важно то, чтобы родители понимали травму как переживание, а не набор реакций или диагностический признак. Специалисты должны нау- чить родителей базовым отличиям между страданием и травматическими реакциями. Родители должны понимать, что страдание вызывает всепо- глощающее чувство печали и тоски по умершему, но оно не оставляет у человека чувство незащищённости и беспомощности. И наоборот, травма является пугающим опытом, ослабляющим или уничтожающим чувство безопасности и силу человека. Любая инстинктивная реакция выживания на травму – это попытка вновь обрести это чувство безопасности и силы. Горе проявится только после того, как чувство безопасности и контроля бу- дут восстановлены. Полезно привести родителям пример того, как травма состоит из опы- та, в котором индивиды переживают тотальную незащищённость и беспо- мощность. Например, родители могут вспомнить время, когда они чувство- вали свою незащищённость по поводу чего-либо. Им можно дать немного времени подумать об этом, а затем спросить, что они сделали, чтобы снова почувствовать себя в безопасности. Этот поможет им понять, почему их ребёнок может своеобразно вести себя с того момента, как он подвергся травматичному опыту. Когда ребёнок расстроен, родители, естественно, хотят успокоить его, говоря, что через несколько дней или недель всё будет замечательно. Роди- тели надеются, что несколько ласковых, успокаивающих слов – это всё, что требуется. Во время травматического события и сразу после него слова приносят мало облегчения, потому что многие из пострадавших детей не чувствуют себя в безопасности. Если дети не чувствуют себя в безопасно- сти, все когнитивные утешения, успокаивающие слова потерпят провал в своих попытках повлиять на утраченное ими чувство безопасности. Их те- ла, пережившие страх, ищут сенсорный опыт, который наилучшим образом успокаивает и освобождает их от страха. Психологи могут спросить родителей: «Вы пошли домой и попробо- вали поговорить о том, как вам выйти из стресса?». В большинстве случаев родители сообщат, что они пришли домой и сделали что-то, что они делали в прошлом и что принесло им эмоциональное и физическое облегчение. Они двигались, ели, спали или читали хорошие книги; и самое важное, они физически сделали что-то, чтобы успокоить себя и забыть на некоторое время о своих страхах. Родители могут поддержать детей, разрешая им за- няться тем, что помогает им успокоиться – поесть, поиграть или заняться знакомыми привычными делами. Предоставление родителям информации относительно того, каким об- разом воспоминания перерабатывают травму, помогает им лучше понять сенсорные потребности травмированных детей. «Эксплицитная память», которую иногда называют декларативной памятью, относится к когнитив-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=