Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

230 осмыслить травму терпят неудачу, потому что травма изначально не явля- ется когнитивным опытом, но опытом, прочувствованным в теле. Поэтому родителей необходимо обучать сенсорному опыту травмы, чтобы они по- няли, что то, что они делают для своих детей, может быть гораздо более полезным, чем то, что они им говорят. Степень расстройства детей, вызванная поведением взрослых, явл я- ется одним из самых важных факторов, позволяющих предсказывать эмо- циональное благополучие и выздоровление ребёнка (Byers, 1966). Иссле- дования во всё возрастающей степени демонстрируют важность споко й- ной реакции родителей, когда их дети подвергаются сильным пережива- ниям (Siegel & Hartzell, 2003; Williams, 2005). Однако, даже самые эмо- ционально устойчивые родители скорее всего чувствуют неспособность помочь своим травматизированным детям, если у них нет информации о травме или способа, с помощью которого дети могут пережить травмат и- ческие события. Психологи могут помочь родителям, предоставляя им относящуюся к травме информацию, моделируя эффективные ответные действия и пред- лагая использовать с детьми структурированную деятельность. Соответст- вующая информация о травме поможет родителям начать понимать, что произошло и восстановить чувство родительской компетентности. Например, обращённая к ребёнку просьба описать или, ещё лучше, нарисовать своё самое большое беспокойство с момента травматического события, является простым, но сильным средством, поскольку оно даёт ре- бёнку возможность сделать родителей свидетелями этого опыта. Существует несколько вопросов, которые могут помочь родителю лучше оценить то, как ребёнок переживает данную ситуацию, и что ребё- нок думает и чувствует. Это такие вопросы как: «Что для тебя сейчас явля- ется самым плохим?», «Что помогает тебе (или могло бы тебе помочь) чув- ствовать себя немного лучше?», «Что или кто помогает тебе (или мог бы помочь) чувствовать себя в безопасности прямо сейчас?». Кроме того, эти вопросы разработаны, чтобы помочь ребёнку научить родителей не только тому, как сейчас выглядит этот опыт, но также сообщить в чём нуждается ребёнок, чтобы чувствовать себя лучше. Если ребёнку нравится рисовать, родители могут попросить его/её нарисовать ответы на эти вопросы. Психологам необходимо помочь родителям осознать, что не сама си- туация вызывает травму, а степень уязвимости ребёнка в момент происше- ствия определяет, будет ли данная ситуация травматичной. Разумеется, ре- бёнок, переживающий, что его мама умирает, травматизирован гораздо сильнее, чем ребёнок, беспокоящийся о том, что он пропустит экскурсию на природу. То, как ребёнок переживает потенциально травматичную си- туацию, может значительно отличаться от того, как, по мнению родителей, он/она могли бы её переживать.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=