Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

23 действительно так. Однако поднималась она еще Платоном. В диалоге «Пир» он рассказал поучительный миф, ставший широко известным бла- годаря его популяризации многими авторами, суть которого остается акту- альной и в настоящее время. Согласно этому мифу, в древности на Земле существовали так называемые андрогины – мужчины и женщины, жившие сросшимися в одном двутелом и двуполом организме. Эти «женомужи» обладали настолько огромной силой, что Зевс, боясь, как бы они не посяг- нули на богов, рассек их пополам. Но как только тела андрогинов были рассечены и разбросаны, каждая половина устремилась к поиску другой своей половины, но найти ее было уже очень сложно. С тех пор, говорит Платон, и продолжают люди искать свои недостающие половины, что крайне редко кому удается: они встречают вроде бы похожих, но по сути чуждых себе людей. Ошибочно принимая их за свои недостающие поло- вины, они «обнимаются, сплетаются и страстно желают срастись», но сплошь и рядом надежды на счастье не оправдываются. Психологам хорошо известна чрезвычайная многогранность структу- ры личности, огромное число ее компонентов. Если участь, как богата ими каждая личность и насколько все люди разные, можно представить, как труден подбор пар, достаточно совместимых для наиболее успешного осуществления какой-либо совместной деятельности, не говоря уже о делах супружеских. Поэтому полноценная практическая реализация межличностной совместимости в супружестве выглядит нереальной. Но чем в большей мере она будет реализована, тем более психологически удачным окажется супружество. Кроме того, некоторые отдельные виды совместимости – например, бытовой – спрогнозировать все-таки можно [3], и выполнение уже одной только этой задачи представляет определе н- ную ценность, поскольку, как известно, «семейная лодка» часто «разб и- вается о быт». В межличностной совместимости важно обращать внимание на сход- стве общекультурного уровня партнеров, стараться искать не «принца» («принцессу»), а примерного равного себе человека. Завышенные притяза- ния, как правило, приводят к неудачам в супружестве. Среди многих других проблем психологии супружества есть обсуж- даемая, как правило, односторонне – возраст вступления в брак. В совет- ское время подвергались острой – и во многом обоснованной – критике ранние браки. Однако хорошо известно, что часто распадаются не только ранние, но и довольно поздние браки. Значит, истинная проблема заключа- ется не столько в возрасте вступления в брак, сколько в достаточной под- готовленности к нему – прежде всего, нравственно-психологической. При обсуждении этого вопроса с учащимися и студентами важно сделать ак- цент не на возрасте, а на подготовленности к браку, поскольку простое ожидание того, когда «придет пора», при бездействии в работе над собой –

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=