Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

223 ности», ущербности, непосредственно-чувственное отношение к себе (М. Н. Ливанова, Н. А. Мосина, В. В. Николаева) [5], приписывание себе отрицательных эмоций, таких, как горе, страх, гнев и чувство вины (Г. А. Арина, Н. А. Коваленко). Кроме того, ярко выражена тревожность, неуверенность в себе, зависимость от чужого мнения (В. Н. Касаткин, А. Г. Румянцев). У больного ребенка формируется негативное представле- ние о собственной личности, отмечается неустойчивая оценка болезни, на- растание пессимизма и депрессивности, изменяется иерархия мотивов, снижается их побудительная сила. Изменение социальной ситуации разви- тия приводит к задержке развития личности – инфантилизму (М. Н. Лива- нова) [4]. Основная направленность желаний часто болеющих детей обра- щена на предотвращение болезненных симптомов и избегание страданий, в то время как у их здоровых сверстников преобладают желания, направ- ленные на преобразование окружающей среды и взаимодействие с други- ми людьми (В. А. Ковалевский) [1]. Кроме того, существуют специфиче- ские особенности межличностного взаимодействия и деятельности часто болеющего ребенка, такие как: ограниченность круга общения, объектив- ная зависимость от взрослых (родителей, педагогов). Сложившаяся ситуа- ция ставит перед педагогом целый ряд задач, разрешение которых зависит от психолого-педагогических факторов организации образовательной сре- ды развития часто болеющего дошкольника. Одной из таких задач высту- пает необходимость усвоения часто болеющим ребенком большого коли- чества информации и умение ее использовать в практической деятельнос- ти. Эффективность развития нередко зависит не только от методической стороны организации воспитательно-образовательного процесса, но и от психологических факторов – мотивов, направленности личности в пред- метных интересах и профессионализации формирующихся качеств, скла- дывающихся отношениях в структуре взаимодействия «педагог – ребе- нок». Создание единого образовательного пространства посредствам но- вых интерактивных технологий, поддерживаемых современными персо- нальными компьютерами, создает иные возможности в развитии дошколь- ника испытывающего частые заболевания. Актуальность данного положе- ния заключено в том, что личность, способная себя реализовать, востребо- вана в современном обществе, что отмечено в нормативно – правовых до- кументах, определяющих образовательную политику государства: Закон Российской Федерации «Об образовании», «Проект Национальной образо- вательной инициативы» и др. Интерактивные технологии на основе информационно-коммуникатив- ных действий способны заинтересовать дошкольника испытывающего час- тые заболевания – а ведь это непременное условие для поддержания разви- тия. Понятие «интерактивность» пришло к нам из английского языка «Interаct». «Inter» – это «взаимный», «act» – действовать. Следовательно,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=