Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

222 раст определяется как сензитивный к развитию основных психических функций, которые становятся своеобразным фундаментом для дальнейше- го развития и формирования человека. Именно поэтому изучение факторов и этапов развития личности ребенка в период дошкольного детства являет- ся особенно важным для современной педагогической науки (Д. Б. Элько- нин, И. Э. Куликовская, B. C. Мухина, Е. О. Смирнова, Р. М. Чумичева). Особым фактором, влияющим на развитие личности ребенка, является его здоровье. Именно здоровье детей служит главной «визитной карточкой» государства. С этих позиций формирование системы сохранения и укреп- ления здоровья становится определяющим направлением деятельности го- сударства (И. И. Брехман). В настоящее время проблема развития сомати- чески больных детей становится остроактуальной, что связано с ростом количества соматических заболеваний детей и увеличением количества часто болеющих детей дошкольного возраста. Это является следствием ухудшения экологической обстановки, снижения уровня здоровья роди- телей и уровня жизни семей (А. А. Баранов, Д. Н. Исаев; С. И. Заморев; Д. В. Менделевич, В. А. Ковалевский). Принято считать, что часто болеющие дети (ЧБД) – феномен специ- фически возрастной. Данную категорию составляют преимущественно де- ти дошкольного возраста, которые болеют различными респираторными заболеваниями более четырех раз в году. На долю часто болеющих детей приходится от 25 до 56,9% всех заболеваний детей дошкольного возраста (Н. Г. Веселое, Д. Н. Исаев, В. А. Ковалевский, B. C. Слободчиков, В. К. Та- точенко). Высокий уровень заболеваемости и, как следствие, рост числа часто болеющих детей являются важной медико-социальной и психолого- педагогической проблемой в системе охраны здоровья ребенка. Современ- ные исследования определяют ситуацию развития часто болеющего ребен- ка как качественно иную по сравнению с ситуацией развития здорового ребенка. Именно поэтому проблема изучения факторов, оказывающих как положительное, так и отрицательное влияние на процесс развития ребенка в ситуации болезни, заслуживает углубленного, детального и системного подхода. Имеющиеся в литературе данные освещают, в основном, медико- физиологические аспекты проблемы развития часто болеющего ребенка. Сведений, касающихся психолого-педагогических вопросов, крайне мало, несмотря на то, что в медицинской литературе указывается на недостаточ- ную эффективность традиционных оздоровительных и общеукрепляющих мероприятий и ставится вопрос о необходимости профессиональной педа- гогической помощи семьи данной категории детей (Л. В. Абдульманова, В. Ю. Альбицкий, А. А. Баранов, И. Э. Куликовская). Такая необходимость связана, по мнению медиков, с наличием в анамнезе у большинства часто болеющих детей упоминания об острых и хронических психотравми- рующих ситуациях. Для них характерно преобладание позиции «малоцен-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=