Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

22 ем [11]. Выходит, что влюбленность – это невольный самообман: человек влюбляется не в действительного человека, а в нереальный, полувымыш- ленный им самим образ. Отсюда и разочарования в объекте выбора уже в самом недалеком будущем. К сожалению, путаница между любовью и влюбленностью нередко наблюдается и в художественной литературе, и в киноискусстве, что также способствует их отождествлению. Поэтому в темах по психологии супру- жества эти и другие упомянутые понятия требуют подробного рассмотре- ния с целью выделения и осознания учащимися и студентами четких раз- личий между ними. Как видим, тут тоже довольно отчетливо проявляется дифференцион- но-интеграционная теория. Некоторые другие вопросы психологии супру- жества и смежные с ними автор рассмотрел с позиций этой теории в дру- гой работе [5]. В настоящее время ученые продолжают изучать феномены влюблен- ности и любви [7] и пытаются обобщать знания, накопленные в психоло- гии любви [9]. Оптимальной мотивацией для вступления в брак многие авторы не- безосновательно считают любовь. Однако следует учесть, что на истин- ную, полноценную любовь способны далеко не все люди. Подавляющее большинство за нее принимают эволюционно менее развитые чувства. Львовский социолог В. И. Зацепин писал о том, что способность лю- бить вызревает не только в истории человечества, в филогенезе, но и в процессе развития личности, в онтогенезе. Человек должен дорасти до нее, что далеко не каждому удается. И подчеркивал: отсутствие у человека этой способности – весьма распространенное явление, затрудняющее дос- тижение супружеского счастья у многих людей. Отсюда его вывод: осно- вания для расторжения брака существуют уже в момент его заключения, только осознаются они уже после этого [8]. Фактически о том же писал и Ю. Б. Рюриков, считая, что для самой возможности достижения способности к любви необходимо предваритель- но достигнуть определенной «глубины души». А это, в свою очередь, це- ликом и полностью зависит от общего культурного уровня развития лич- ности. Однако очень многие люди «застревают» на одной из предшест- вующей любви ступени развития чувств и поэтому не могут подняться выше и пойти дальше [10]. Возникает вопрос: как быть всем этим «застрявшим», «не доросшим» (заметим: во многом по вине образования) до способности любить? На по- мощь в решении этого вопроса приходит феномен межличностной совмес- тимости – он представляется вторым ключевым по значению в психологии супружества. Казалось бы, проблема межличностной совместимости партнеров, тем более брачных, чрезвычайно сложна даже для современной науки – и это

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=