Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
218 На втором Международном форуме преподавателей и руководителей русских зарубежных школ «Русский язык вне России», который собрался в марте 2009 г. в Лондоне с новой силой прозвучала мысль о том дети- полилингвы, живущие за пределами России, – совершенно особая группа учеников. Для логопедии полилингвизм представляет собой особый инте- рес, так как он нередко становится причиной возникновения специфиче- ского рода речевых ошибок в русской речи, обусловленных как особен- ностями взаимодействия языковых систем, так и нарушением речевого и психического развития. Фактор полилингвизма для детей с речевой па- тологией является отягощающим, что не может не сказаться на развитии речевой, познавательной и учебной деятельности. Формирование лексики ребенка тесно связано с развитием его познавательной деятельности. Ов- ладение словом отражает, прежде всего, процесс соотношения мышления и речи в сознании ребенка и во многом определяется уровнем его интел- лектуального развития, тесно связано с формированием восприятия, памя- ти, других психических процессов. В свою очередь лексическая система речи оказывает существенное влияние не только на речевое развитие в це- лом, но и на формирование познавательной деятельности ребенка, так как именно значение слова является единицей речевого мышления. Часто родители заблуждаются в том, что полилингвизм тормозит раз- витие их ребёнка. А иногда это мнение у родителей складывается под влиянием преподавателей школы, страны проживания, родственников суп- руга (если он иностранец, русско-американские семьи), соседей и т. д. Многоязычие положительно сказывается на развитии памяти, умении понимать, анализировать и обсуждать явление языка, сообразительности, быстроте реакции, математических навыках и логике. Полноценно разви- вающиеся полилингвы, как правило, хорошо учатся и лучше других усваи- вают абстрактные науки, литературу и другие иностранные языки. Знание языков в раннем возрасте способствует развитию переводческих навыков. Согласно современным данным, в развитии полилингвов есть одна интерес- ная особенность: они способны сосредоточивать внимание на сущности за- дания или проблемы, не обращая внимание на отвлекающие, «запутываю- щие» факторы, в отличие от одноязычных детей. И, конечно, многоязычные дети имеют огромное преимущество в практической и социальной сферах жизни. Как замечено на практике, одинаково свободное владение 2, 3 и более языками встречается достаточно редко. Теоретически при равномерном по- лиязычном развитии не должно быть доминантного языка, но на практике этого не происходит. Тот язык, который больше используется в среде прожи- вания, будет преобладать. А также на выбор языка в ситуации общения могут повлиять такие факторы, как тема, сама ситуация, контекст, собеседник и др. Полилингвизм помогает ребёнку быстро входить в другую социаль- ную среду, легко адаптироваться в кругу носителей другой культуры
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=