Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

216 Успешность обучения во многом будет зависеть от того, насколько ребенок приучен трудиться. А трудовое воспитание начинается в семье. Раньше всего ребенок воспринимает трудовую атмосферу семьи. Во время труда ребенок еще и общается со взрослыми, при этом обогащается сло- варь ребенка, появляются новые лексико-грамматические модели. Он учится обосновывать свои действия в рассуждениях, трудовые действия становятся доступным осмыслению и анализу. Исследования, посвященные вопросам развития детей, единогласно выделяют особое место роли семейной вовлеченности в коррекционно - развивающий процесс [3]. Ведь именно семья является первой ступенькой социализации жизни человека. При анализе трудностей, с которыми сталкивается младший школьник, можно обнаружить допущенные просчёты воспитания. Возможными при- чинами речевых нарушений, которые могут мешать ребенку обучаться, не успевать в школе может быть то, что во многих семьях родители не уделяют должного внимания развитию речи и других психических процессов, не ока- зывают своевременной помощи ребенку, имеющему трудности в произноше- нии каких-либо звуков, нарушения речи. Чаще всего это происходит в ре- зультате недостаточности педагогического уровня родителей. В таких семь- ях нет интереса к чтению книг, такие родители не развивают речь ре- бёнка, не работают над правильным произношением, не участвуют в кор- рекционно-развивающих занятиях или вовсе не видят смысл в их посещении. Ребёнок из такой семьи начинает показывать более слабые результаты своей деятельности, чем его одноклассники. В результате у него появля- ется отрицательное отношение к учению. В этом случае, ближе всего к младшему школьнику, к его проблемам, стоят педагоги образовательного учреждения, которые заинтересованы в создании благоприятных условий для развития ребёнка, повышения степени участия родителей в процессе воспитания и обучения. Э. Эпстейн(1995) разработал классификацию форм поведения в се- мье, влияющих на развитие и образование ребёнка. Он выделил 5 катего- рий родительских воздействий, упорядочив их по степени близости или от- далённости. Первая категория включает способы, которыми родители удов- летворяют базовые потребности ребенка. Второй уровень включает в себя действия родителей, обеспечивающие благоприятную развивающую среду для своих детей. Третий уровень содержит в себе характер взаимодействия родителей и педагогов, психологов, логопедов, дефектологов. Четвертый уровень заключается в участие родителей в жизни школы. Пятый уровень распространяется на участие родителей в школьном управлении, а также решении политических вопросов, связанных с детьми [3]. Таким образом, изучение представлений родителей об их роли в орга- низации образовательного и развивающего пространства ребенку является

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=