Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

215 Самое необходимое условие полноценного психического развития – постоянное сотрудничество ребенка с другими членами семьи. Сотрудни- чество осуществляется в разных формах и не сводится только к словесно- му общению. Наличие желания сотрудничать с взрослыми, ориентировка на взрослого, на его пример, знание, которые он передает,– необходимо условие для формирования познавательной активности, а вместе с тем учебной мотивации в целом. Другим важным условием является умение ребенка преодолевать трудности. Не всегда у детей все получается сразу. В школе ребенку не- редко приходится переделывать одно и тоже упражнение по несколько раз. Поэтому важно родителям научить ребенка доводить до конца любое нача- тое дело. Сознание того, что учебные и речевые трудности преодолимы, помогает ребенку правильно относиться к своим неудачам. Взрослым нужно создавать ребенку такие условия деятельности, речевые ситуации, в которых он обязательно встретится с успехом. Но, успех должен быть реальным, а похвала – заслуженной. Формирование познавательных интересов, обогащение деятельности, эмоционально-волевой сферы и развитие речи – предпосылки успешного овладения определенными знаниями. Заботой родителей должно быть все- стороннее развитие ребенка с помощью специальных занятий, но такое коррекционно-развивающее воздействие должно быть педагогически вер- но организовано, чтобы обеспечить подлинное развитие и надлежащий его темп. Обучение должно основываться на учете возрастных особенностей, характерных для определённого периода, направлено на формирование и использование присущих именно данному возрасту видов деятельности, с опорой на познавательные возможности ребенка, а также учитывать структуру речевого дефекта. Большое значение имеют посильность выдви- гаемых перед ребенком практических познавательных задач и последова- тельность их предъявления, правильный выбор приемов и средств обога- щения опыта, обращения к таким источникам информации, как детская ли- тература, кино, театр, радио, телевидение, изобразительное искусство и др. Знания, умения, навыки, которыми необходимо владеть ребенку, должны даваться в определенной системе [1]. Несмотря на то, что сейчас существует большое количество литературы, помогающей родителям в этом вопросе, основным координатором коррекци- онно-развивающего обучения должен быть специалист учитель-логопед, специальный психолог, школьный психолог. Родители всегда могут обра- титься за советом к учителю младших классов, но многие моменты может объяснить только педагог, обладающий специальными знаниями, с которым родители, воспитывающие школьника с речевыми нарушениями, должны поддерживать теснейшую связь [4]. Ведь именно родители подготавливают своего ребенка к переходу на новую, более высокую ступеньку обучения.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=