Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

213 С. Г. Лещенко Кандидат психологических наук Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого (Тула, Россия) РОЛЬ ВОВЛЕЧЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЙ ПРОЦЕСС В ФОРМИРОВАНИИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, вступившем в силу 1 сентября 2013 г.) в первом пункте статьи 44. «Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся» сказано:«Родители (законные представители) несовершен- нолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития лич- ности ребенка». Действительно, полноценное развитие личности ребенка невозможно без активного участия родителей. Особенно это важно и актуально для де- тей с речевыми нарушениями. Речь является ведущей психической функ- цией, влияющей на полноценное, всестороннее развитие ребенка, на его успешное обучение в школе, на формирование его эмоционально-личност- ной сферы, на его успешность в будущем. Коррекция такой важной психи- ческой функции возможна лишь при активном участии родителей. К сожалению, практика показывает, что некоторые родители недо- оценивают свою роль в развитии ребенка, устраняются от участия в кор- рекции его речевого недоразвития, считая, что это целиком и полностью обязанность педагогов [2]. Из факторов социализации ребенка самым важ- ным и влиятельным была и остаётся родительская семья как первичная ячей- ка общества, влияние которой ребенок испытывает раньше всего. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уро- вень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Помимо сознательного, целенаправленного воспи- тания, которое дают ему родители, на ребенка действует вся внутрисемейная атмосфера [2]. Под руководством родителей ребенок приобретает свой пер- вый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действитель- ности, умения и навыки жизни в обществе. Патология семейных отношений продуцирует широкий спектр анома- лий в психическом и нравственном развитии ребенка. Разумеется, эти ано- малии, возникающие в условиях неблагополучных семейных отношений,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=